Привычкой называют определенные шаблоны поведения человека. Так, у большинства из нас есть привычка чистить зубы, заправлять постель по утрам или просматривать новости за кофе. Одни ритуалы становятся автоматическими – мы даже не замечаем, когда что-то делаем, а другие – дарят приятные эмоции. В то же время мы чувствуем себя «не в своей тарелке», если не следуем привычным шаблонам.
Привычки бывают как полезными, так и вредными, поэтому взрослые должны помочь научить ребенку приобретать полезные и избавляться вредных. Давайте вместе подумаем, как именно.
Как привычки, сформированные в детстве, влияют на дальнейшую жизнь
Чем дольше человек придерживается определенной привычки, тем сложнее ее искоренить. Большинство привычек, приобретенных в детстве, могут существовать у взрослого в том же или измененном виде. Например, ребенок, который привык всегда складывать свои вещи на место, вряд ли станет оставлять их где попало, когда повзрослеет.
Сложившаяся в детском возрасте привычка к самостоятельному принятию решений гарантирует, что в будущем человек сможет взять под контроль свою жизнь, не перекладывая ответственность на других и самостоятельно справляться с последствиями своих решений. Это касается всех сфер нашей жизни: будь то личная жизнь, или денежный вопрос, или ведения собственного дела.
Какие привычки формируются у детей от 2 до 15 лет
Чем старше становится ребенок, тем крепче «фундамент» для закладки определенных привычек он имеет. От годовалого малыша родители не ожидают того, что он помоет посуду после еды, а вот для подростка это может быть одним из вариантов обязанностей. Предлагаем небольшой перечень полезных привычек, которые можно развить в детях от 2 до 15 лет.
В 2 года ребенок уже взрослеет, поэтому время начинать работу над полезными привычками. Среди них самым важным является уход за собой. Необходимо показать ребенку как правильно умываться, мыть руки, принимать ванну и чистить зубы. Это не значит, что ребенок будет делать это самостоятельно. Помогите ему, чтобы он привыкал к гигиене. Также сюда относится сон в своей постели. Он начинается ближе к 3-м годам – в отдельной комнате, если она есть.
В 3-4 года наступает возраст активного развития, удовлетворения своего любопытства и социализации. В то же время наступает кризис 3-х лет, когда ребенок отделяется от родителей. В этот момент полезно научить говорить «спасибо», «извините», здороваться с детьми и взрослыми. Научите малыша ответственности за поступки, конечно, на понятном уровне. И обязательно расскажите, как важно хорошо относиться к другим детям, животным, взрослым, что нельзя драться, кусаться, проявлять агрессию.
Достигнув 5-ти лет, ребенок мыслит сложнее, умеет анализировать понятные ситуации, устанавливать причины и следствия. Поэтому уже можно научиться убирать за собой карандаши, игрушки, складывать одежду в одно место, мыть чашку и тарелку. Пусть попробует купаться самостоятельно или с небольшой помощью родителей. Очень важно выучить свое имя, фамилию, возраст, имена родителей и номер маршрутного такси, трамвая или троллейбуса, что идет к вашему дому.
В шестилетнем возрасте ребенка, как правило, отдают в школу. Поэтому до этих пор он должен уметь одеваться, складывать вещи в шкаф, расчесываться, складывать игрушки, канцелярские принадлежности и собирать портфель. В небольших населенных пунктах первоклассники нередко сами ходят в школу, поэтому уже умеют открывать и закрывать входные двери дома.
В 7-8 лет ребенок полноценно помогает помогать мыть посуду, распоряжается карманными деньгами, которые учиться собирать и рационально их тратить (копилка, подаренные деньги и т.д.). Также может самостоятельно разогреть себе обед, поставить чайник, пожарить яичницу и прочее.
9-10 лет – это последние годы перед началом подросткового возраста. Ребенок уже занимает определенное место в социуме, может делать многое самостоятельно. Поэтому среди полезных привычек станут планирования собственного времени (когда делать домашнее задание, гулять и играть), передвигаться в пределах дома, школы и кружков, разумное пользование смартфоном и полноценное уборка собственной комнаты.
11-12 лет является началом переходного возраста. Родителям нужно акцентировать на умении говорить «нет», отстаивании собственного мнения. Сюда же можно отнести бытовые дела: уход за волосами, ногтями, пользование средствами гигиены и стирка вещей первой необходимости. Помните о сознательном отношении к окружающему миру, то есть сортировка мусора, забота о природе и животных.
Ребенок в 13-15 лет является почти самостоятельным человеком, который способен распоряжаться средствами, гулять, ездить к репетиторам и тому подобное. Тинейджер сам покупает повседневные вещи, выбирает интерьер в собственной комнате. К тому же пришло время выбирать кружки, хобби, решить, на каких предметах сосредоточиться в школе.
Не пытайтесь силой навязать ребенку ту или иную привычку. Будьте максимально толерантными, объясните, почему нужно придерживаться именно таких шаблонов поведения и как это поможет в будущем. А главное, покажите на собственном примере правильный путь и всегда поддерживайте своего ребенка в любой ситуации!
Еще немного и в воздухе будет витать атмосфера приближающегося праздника. Мы снова будем наряжать елку,… Докладніше
Впереди холодная и колючая зима, а значит, нужно заблаговременно подготовить свой уход к тяжелым испытаниям.… Докладніше
Женская сумочка– один из самых востребованных аксессуаров, который подбирается очень тщательно и с особой внимательностью… Докладніше
Чем холоднее становится за окном, тем больше в нас просыпается желание придать своему дому уюта… Докладніше
Уверена, твоя лента в соцсетях тоже забита вирусными видео, главным героем которых является дубайский шоколад… Докладніше
Добро пожаловать в седьмую неделю! Время летит быстро, а твой организм каждый день меняется и… Докладніше