Сегодня мир переживает настоящий бум методик раннего развития: раньше мы уже писали о развитии ребенка по системе Монтессори, интенсивное развитие детей по методу Домана-Маниченко, методику Lego Education, а сегодня предлагаем поговорить о системе развития ребенка Селестена Френе. В чем заключается этот метод и какие его приемы могут пригодиться современным родителям и воспитателям? Об этом и другом — в новой статье Клуба «Счастливая мама»!
Селестен Френе создал собственную методику в возрасте 24 лет и основал свою школу для детей. Здесь не было механически заучиваемого теоретического материала и строгой программы, но зато была своя типография, где печатались произведения учеников.
Ведущее место в методике С. Френе занимает опыт, который ученик получает в процессе обучения, дома, в школе, во время общения. А главный тезис звучит так: учитель должен помочь ребенку раскрыть свои способности, а как личность он формирует себя самостоятельно. В школе Френе не было оценок, ведь это не является объективным отражением достижений, а учебники в начальной школе педагог считал навязыванием взрослых мыслей. Здесь дети самостоятельно выбирают себе одноклассников для обучения, сами планируют свое время и учатся правильно им распоряжаться. А единственный метод контроля — отчет ученика, на котором он говорит о том, чему научился и достиг в течение определенного времени. И это в 1920 году! Согласитесь, что такие умения и сегодня являются очень актуальными.
В школе С. Френе ученики учатся самостоятельно, а если возникают трудности, обращаются к педагогу. На уроках много наглядности и экспериментов. Если можно смотреть, как замерзает вода на улице, нужно идти и смотреть, а потом читать учебник. Так дети получают навыки самостоятельного обучения и понимают, что учиться — это интересно!
С. Френе основал несколько педагогических изданий, создал учительское объединение и до конца жизни возглавлял его. Сегодня по его методике работает много школ по всему миру, а некоторые идеи можете взять на вооружение и вы.
Учитывайте интересы ребенка
Если ребенка заинтересовала тема космоса, спланируйте для него занятия о космосе: вместе сделайте макеты планет и читайте, из чего они состоят. Смотрите образовательное кино о космосе, наблюдайте за звездным небом, устройте эксперимент с Луной и наглядно покажите, почему мы в одни дни видим полнолуние, а в другие вообще не видим свой спутник.
Устраивайте эксперименты
В интернете можно найти массу интересных экспериментов для детей — и выращивание кристаллов соли, и лавовую лампу, и камеру обскура и много чего увлекательного. Найдите то, что будет интересно вашему ребенку, и вместе устраивайте опыты.
Создайте условия для свободного самовыражения
Опыт С. Френе показал, что свобода самовыражения — это залог успешного обучения и гармоничной личности. Поэтому он много внимания уделял творчеству детей: они рисовали, писали сочинения на свободную тему, находили практическое применение новым знаниям.
Воспитывайте самостоятельность
В школе Френе учитель составлял индивидуальный план работы на месяц, а дальше дети самостоятельно планировали свою деятельность, распределяли собственное время, а в конце месяца отчитывались о проделанной работе. Это помогает ребенку стать самостоятельным и организованным. Поэтому там, где это возможно, давайте ребенку самому планировать свое время и организовывать деятельность.
Развивайте мышление
На уроках Френе ученики не боялись ошибиться, ведь ошибки педагог считал одним из ключевых путей к познанию нового. Страх перед ошибкой может оттолкнуть ребенка от учебы, ведь не ошибается лишь тот, кто ничего не делает. С. Френе считал, что ошибок в обучении не существует — есть только разные пути приобретения опыта.
Как видите, взгляды Френе во многом созвучны с современными взглядами на реформирование украинской системы образования. Поэтому если вам интересны педагогические взгляды этой выдающейся личности, больше о них вы можете узнать из таких его книг: «Педагогические инварианты», «Новая французская школа», «Формирование личности ребенка и подростка» и др.
“Что за вопрос? Конечно же, ответственны оба!”. Если смотреть на ситуацию глобально, то – да.… Докладніше
Кто бы что ни говорил, а для меня осень — это самое атмосферное время года,… Докладніше
Сколько будет существовать зима, столько мы будем носить пуховики (пуфферы) 🙃 Они просто вне времени… Докладніше
Сегодня трудно отрицать тот факт, что соцсети влияют на принятие нами некоторых решений. Пусть и… Докладніше
Еще немного и в воздухе будет витать атмосфера приближающегося праздника. Мы снова будем наряжать елку,… Докладніше
Впереди холодная и колючая зима, а значит, нужно заблаговременно подготовить свой уход к тяжелым испытаниям.… Докладніше