Программа на успех: методика развития ребенка С. Френе

Сегодня мир переживает настоящий бум методик раннего развития: раньше мы уже писали о развитии ребенка по системе Монтессори, интенсивное развитие детей по методу Домана-Маниченко, методику Lego Education, а сегодня предлагаем поговорить о системе развития ребенка Селестена Френе. В чем заключается этот метод и какие его приемы могут пригодиться современным родителям и воспитателям? Об этом и другом — в новой статье Клуба «Счастливая мама»!

Общая информация о методе

Селестен Френе создал собственную методику в возрасте 24 лет и основал свою школу для детей. Здесь не было механически заучиваемого теоретического материала и строгой программы, но зато была своя типография, где печатались произведения учеников.

Ведущее место в методике С. Френе занимает опыт, который ученик получает в процессе обучения, дома, в школе, во время общения. А главный тезис звучит так: учитель должен помочь ребенку раскрыть свои способности, а как личность он формирует себя самостоятельно. В школе Френе не было оценок, ведь это не является объективным отражением достижений, а учебники в начальной школе педагог считал навязыванием взрослых мыслей. Здесь дети самостоятельно выбирают себе одноклассников для обучения, сами планируют свое время и учатся правильно им распоряжаться. А единственный метод контроля — отчет ученика, на котором он говорит о том, чему научился и достиг в течение определенного времени. И это в 1920 году! Согласитесь, что такие умения и сегодня являются очень актуальными.

В школе С. Френе ученики учатся самостоятельно, а если возникают трудности, обращаются к педагогу. На уроках много наглядности и экспериментов. Если можно смотреть, как замерзает вода на улице, нужно идти и смотреть, а потом читать учебник. Так дети получают навыки самостоятельного обучения и понимают, что учиться — это интересно!

Постулаты Селестена Френе об обучении детей

С. Френе основал несколько педагогических изданий, создал учительское объединение и до конца жизни возглавлял его. Сегодня по его методике работает много школ по всему миру, а некоторые идеи можете взять на вооружение и вы.

Учитывайте интересы ребенка

Если ребенка заинтересовала тема космоса, спланируйте для него занятия о космосе: вместе сделайте макеты планет и читайте, из чего они состоят. Смотрите образовательное кино о космосе, наблюдайте за звездным небом, устройте эксперимент с Луной и наглядно покажите, почему мы в одни дни видим полнолуние, а в другие вообще не видим свой спутник.

Устраивайте эксперименты

В интернете можно найти массу интересных экспериментов для детей — и выращивание кристаллов соли, и лавовую лампу, и камеру обскура и много чего увлекательного. Найдите то, что будет интересно вашему ребенку, и вместе устраивайте опыты.

Создайте условия для свободного самовыражения

Опыт С. Френе показал, что свобода самовыражения — это залог успешного обучения и гармоничной личности. Поэтому он много внимания уделял творчеству детей: они рисовали, писали сочинения на свободную тему, находили практическое применение новым знаниям.

Воспитывайте самостоятельность

В школе Френе учитель составлял индивидуальный план работы на месяц, а дальше дети самостоятельно планировали свою деятельность, распределяли собственное время, а в конце месяца отчитывались о проделанной работе. Это помогает ребенку стать самостоятельным и организованным. Поэтому там, где это возможно, давайте ребенку самому планировать свое время и организовывать деятельность.

Развивайте мышление

На уроках Френе ученики не боялись ошибиться, ведь ошибки педагог считал одним из ключевых путей к познанию нового. Страх перед ошибкой может оттолкнуть ребенка от учебы, ведь не ошибается лишь тот, кто ничего не делает. С. Френе считал, что ошибок в обучении не существует — есть только разные пути приобретения опыта.

Как видите, взгляды Френе во многом созвучны с современными взглядами на реформирование украинской системы образования. Поэтому если вам интересны педагогические взгляды этой выдающейся личности, больше о них вы можете узнать из таких его книг: «Педагогические инварианты», «Новая французская школа», «Формирование личности ребенка и подростка» и др.

Комментарии пока отсутствуют

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Рекомендуемые статьи
VISUAL by EVA