Детская истерика может возникнуть по многим причинам. Одной из самых распространенных можно смело считать именно проигрыш. Малыш переживает целый спектр эмоций, которые мешают успокоиться и услышать слова родителей. Обида, непонимание, как кто-то может быть лучше, гнев, агрессия – а все потому, что отсутствует важный скилл. Умению проигрывать необходимо учиться. Мы обратились за помощью к нашему постоянному эксперту психологу, секспросвитнице, автору блога «В трусах» Забеле Анастасии, которая предоставила комментарии как сделать это грамотно и спокойно.
Интересно по теме: Почему родителям нельзя проецировать свои мечты на ребенка
Болезненное проживание проигрыша до определенного возраста может быть проявлением возрастных особенностей неспособности критически мыслить, контролировать эмоции и осознавать отложенные во времени перспективы.
Так, до определенного возраста, обычно на этапе самостоятельной игры, у детей нет стремления к конкуренции и соперничеству. Они могут расстраиваться, если проигрывают или у них что-то не получается, но в основном из-за того, что не получают желаемого результата или вознаграждения.
В то время как в возрасте 3-5 лет ребенок переходит к целенаправленным групповым играм и взаимодействиям и в процессе игры начинает сравнивать свой результат с другими, появляется элемент соревнования. В случае проигрыша ребенок, который в силу возрастных особенностей еще не способен в полной мере контролировать эмоции, может бурно реагировать, кричать, плакать, но при этом достаточно быстро забывает о предыдущих неудачах.
Дети в возрасте 6-9 лет со временем учатся отделять себя как личность от собственного результата, который может быть временным. Однако в этом возрасте они становятся достаточно чувствительными к критике и замечаниям и стремятся к одобрению важных для них взрослых.
Постепенно, ближе к подростковому возрасту, с созреванием лобных долей коры головного мозга, дети формируют способность принимать поражения, анализировать ошибки и делать выводы, а также разрабатывать стратегию для улучшения своих результатов.
Кроме возрастных особенностей, на переживание ребенком проигрыша, конечно, будут влиять социальные ожидания и родительские установки, предыдущий опыт, самооценка ребенка и другие не менее важные факторы.
Интересно по теме: 7 советов родителям, как разговаривать с детьми о сексе
Любое поражение запускает ряд когнитивных и эмоциональных реакций, независимо от возраста человека. Поражение в игре для ребенка – это достаточно интенсивный эмоциональный опыт, который в случае регулярных повторений и без должной поддержки взрослых, может приводить к формированию страха ошибок, снижению уверенности в собственных силах, повышению тревожности, отказу участвовать в дальнейших играх и даже формированию устойчивого уникального поведения, когда ребенок отказывается от действий, которые, по его мнению, могут завершиться неудачей для него.
В сам же момент осознания поражения дети часто испытывают обиду, раздражение или гнев, разочарование, стыд, тревогу, уныние. Нередко тип реакции на поражение зависит не только от возраста ребенка, но и от его темперамента, эмоционального состояния до начала игры и предыдущего опыта. Так одни дети в случае поражения экспрессивно проявляют негативные эмоции: раздражаются, гневаются, пытаются сломать игрушки, обвиняют других в нарушении правил или подтасовке результатов, кричат. В то время как другие дети могут вести себя совсем по-другому: убегать от группы или игры, искать уединения, плакать, обвинять себя, переживать фрустрацию.
Поддержка родителей или других важных взрослых может существенно поспособствовать тому, что у ребенка будет формироваться здоровая реакция на проигрыш или неудачу.
Как можно этому поспособствовать?
Проигрыш в игре – такая же привычная часть, как и выигрыш. Умение проигрывать в игре поможет ребенку подготовиться к другим жизненным испытаниям, в частности строить план действий в случае поражения.
Интересно по теме: 7 способов, как родители могут разрушить самооценку ребенка
Страх проигрыша, который обусловлен чрезмерным перфекционизмом, тревожностью, предыдущим негативным опытом, слишком высокими ожиданиями или низкой самооценкой, может приводить к тому, что ребенок избегает ситуаций, в которых может потерпеть поражение и отказывается от игр, которые предусматривают победу и проигрыш.
Если ребенок категорически отказывается от соревновательных развлечений, целесообразно на время перейти к играм, где нет победителей и проигравших. Это могут быть ролевые игры, игры на кооперацию, а не соперничество или игры, которые позволяют достигать целей в своем темпе (пазлы, конструкторы, оригами и т.д.).
Когда ребенок будет готов, постепенно можно добавлять соревновательные элементы к этим играм и вводить моменты проигрышей. При этом важно объяснять, что поражение – это всего лишь часть игры, оно не определяет ребенка как личность и проигрывать могут даже самые сильные.
Кроме этого, в случае страха ребенка перед поражением, будет хорошо усиливать его уверенность в других сферах, где он уже имеет определенные успехи. Нередко это снижает тревожность и придает уверенности в любых играх.
Главная задача взрослых заключается не в том, чтобы минимизировать количество проигрышей или научить ребенка избегать поражений, а в том, чтобы помочь ребенку научиться проживать проигрыш экологично по отношению к себе и другим, чтобы это воспринималось только как этап игры, а не приводило к фрустрации.
Однако случается, что в желании помочь и поддержать ребенка взрослые прибегают к ошибочным стратегиям, которые формируют у ребенка не только неправильное восприятие проигрыша, но и себя в целом.
Какие ошибки могут допускать взрослые:
Проигрыш – это важная часть детского опыта, который необходимо пережить для того, чтобы научиться справляться с дальнейшими трудностями. Задача же взрослых помочь ребенку научиться не отождествлять себя с поражением, сохранять интерес к игре, веру в себя и уважение к другим.
Интересно по теме: Без боли и криков: даем малышу лекарства легко и свободно!
Существует несколько игр, которые станут своеобразным тренажером и помогут малышам постепенно развить устойчивость к поражениям.
Если ребенку сейчас трудно воспринимать поражения, то на время можно исключить игры, имеющие соревновательный элемент и сосредоточиться на играх, которые не имеют победителя, но позволяют играть вместе. Они помогут показать ребенку, что игра интересна сама по себе, можно играть не только ради победы.
Варианты: пазлы, конструктор, рисование совместного рисунка, лепка из пластилина, строить башню, играть на импровизированных музыкальных инструментах, ролевые игры.
Если ребенку сложно воспринимать, что он не может выиграть везде, то на помощь могут прийти игры, где победа не зависит от стараний или навыков. Это может помочь преодолеть страх проигрыша и не ассоциировать себя с поражением.
Варианты: лотерея, подбрасывание кубика или монетки, детские версии «Морского боя», челлендж с подбрасыванием бутылки.
Для того чтобы поражение не ассоциировалось с чем-то позорным и вообще снизить напряжение вокруг проигрыша, еще на этапе подготовки к игре можно договориться, что проигравший должен выполнить определенную задачу, например спеть песню, обнять всех участников игры, сделать забавное физическое упражнение и тому подобное. Можно добавить элемент случайности и заранее подготовить различные задания, которые должен рандомно выбрать проигравший.
Для того чтобы сформировать навык принимать поражение и научиться подбадривать себя самостоятельно, в начале игры можно договориться, что в конце обе стороны должны пожать друг другу руки, проигравшая сторона должна поздравить или похвалить победителей и найти положительное качество или особенность в своей игре («В этом раунде я играл лучше», «Я придумал интересную стратегию»). В то время как сторона, которая победила должна поблагодарить за игру и отметить (сделать комплимент) своим оппонентам. По желанию это можно сделать в формате театрализованного действа: добавить шляпы, музыку и тому подобное. Лучше всего для реализации такого упражнения подходят настольные игры.
Проявляя внимание и понимание можно очень быстро наработать вместе с ребенком необходимые навыки для игры с любым результатом. Главное, что необходимо понять: игра – это весело и интересно. Сам процесс должен приносить удовольствие и вызывать положительные эмоции, новый опыт. А результаты лишь условность, которую с легкостью можно опускать.
Имя пользователя: | |
---|---|
Номер карты лояльности: | |
Бонусов на счету: | |
Кэшбек-бонусов на счету: |
Комментарии пока отсутствуют