Развитие ребенка по методике Монтессори

Мария Монтессори — итальянский врач, психолог, педагог, ученый. В качестве альтернативы традиционной педагогической науки М.Монтессори разработала собственную систему развития детей после 3 лет. Наработки были сделаны в начале ХХ в., но эта методика обучения и воспитания ребенка является едва ли не самой популярной среди современных родителей.

Особенностями методики Монтессори является то, что ребенок самостоятельно выбирает материалы для занятий, а также регулирует их продолжительность. Такой подход индивидуален для каждого ребенка. Здесь также следует отметить, что сама педагог подчеркивает, чтобы под «материалами для занятий» понимать обычные игрушки, а термин «занятия» заменить на слово «игра». Итак, развиваемся, играя!

Особенности системы

Каждый малыш от рождения является успешной и умным человеком. Цель взрослых состоит в том, чтобы научить ребенка самостоятельно овладеть окружающий ее мир и помочь маленькому человеку реализовать свой потенциал. Для этого мы должны создать такую ​​среду для малыша, в котором он сможет и, что самое важное, захочет проявить свою индивидуальность и способности.

В основе системы педагогики М. Монтессори лежит наблюдение за малышом в обычных условиях и восприятия его таким, какой он есть. Всем знакомо выражение Марии Монтессори, ставший девизом для многих родителей: «Помоги ребенку сделать это самостоятельно». Основным принципом методики является побуждение ребенка к самостоятельному развитию, обучению, воспитанию.

С помощью специальных материалов (ранее мы говорили о том, что материалами называем развивающие игрушки) ребенок сам себя контролирует, выявляет ошибки и сама их исправляет. Роль взрослого здесь сведена к минимуму — только наблюдения. Мы не учим ребенка, а управляем ее занятиями.

Методика Монтессори в специальных классах

Если говорить о системе обучения и развития ребенка в специальных классах, то здесь нет никакого распределения детей: они вместе занимаются в едином помещении в возрастных группах. Это означает, что трехлетняя и пятилетний ребенок занимаются отдельно и не мешают, а наоборот — помогают друг другу.

Такой класс делится на несколько зон:

  • Двигательная зона: в традиционном Монтессори-классе присутствует специальная линия в форме круга, расположенного на полу или на ковре. Здесь дети выполняют специальные упражнения, направленные на развитие их двигательной активности, координации, равновесия, внимания.
  • Зона интеллектуального развития ребенка: здесь дети знакомятся с такими дисциплинами, как математика, язык, география, естественные науки и т.д.
  • Сенсорная зона, в которой дети с помощью материалов изучают окружающую среду, учатся различать свойства различных предметов и веществ. Например, вес, цвет, размер и другие. В этой зоне ребенок может раскладывать на столе кубики по размеру — от большого до самого маленького, или переводить их по цвету. Особенностью данной зоны является и то, что здесь малыш учится следить в направлении слева направо, что в дальнейшем будет способствовать более легкому усвоению техники чтения.
  • Зона реальной жизни, где малыш самостоятельно учится рисованию, вырезанию, раскрашиванию, чистке, смешиванию, переливанию, пересыпке, одеванию и т.д. Такие занятия развивают крупную и мелкую моторику рук, концентрацию внимания.

Следует отметить, что по методике Монтессори малыш сам выбирает зону, в которой ему интересно учиться, и дидактические материалы. При этом малыш может работать сам или с другими детьми — он волен сделать свой выбор самостоятельно. Ребенок учится в собственном ритме и по своему желанию. Кроме того, система Монтессори исключает любые соревнования.

Учитывая современные тенденции развития общества, некоторые школы, работающие по методике Монтессори, добавляют к традиционному перечню зон обучение музыке, основам иностранных языков, танцам и др.

Вполне логичным будет вопрос: «Что делает учитель в то время, когда дети самостоятельно занимаются?». Цель учителя — помочь ребенку в организации своей деятельности, найти такое занятие, которое ей придется по душе, пойти своим путем, реализовать свою уникальность и индивидуальность в полном объеме.

Профессиональный учитель по системе Монтессори не похож на привычного воспитателя в детском саду или школьного классного руководителя. Такой учитель не сидит за столом и не стоит у школьной доски. Условно говоря, он не является центром класса, а индивидуально занимается с учениками. Такой учитель может вмешаться к занятиям учеников только тогда, когда это действительно необходимо.

Класс по системе М. Монтессори совсем не похож на привычный школьный класс. Здесь нет парт, учительского стола, школьной доски. Все это заменено на различные зоны, удобная мебель и коврики, на которых малыши занимаются непосредственно на полу.

Комментарии пока отсутствуют

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *