Раннее развитие: почему я против

Сейчас в детских садах, группах в Фейсбуке и в любом месте, где собираются две и больше мам, активно обсуждается тема раннего развития. Модные журналы и блогеры составляют свои топы развивающих игр, рекламируют дорогие и мегаполезные игрушки, а детям с пеленок предлагают карточки Домана, сортеры, пазлы и пальчиковые краски. А времени у вас — разве что допить утренний чай где-то после обеда, когда ребенок уснет. Так ли полезны все эти развивашки, как принято считать, и стоят ли они потраченных ресурсов?

Доводы «за» и «против»

Считается, что раннее развитие стало популярным после выхода книги Масару Ибука «После трех уже поздно». В ней автор рассказывает о том, что дети до трех лет могут просто изучать языки, учатся писать, считать и играть на музыкальных инструментах. А после этого «уже поздно» и на усвоение тех же знаний и навыков понадобится больше сил и времени. Давайте рассмотрим все плюсы и минусы такого развития.

Аргументы «за»

Прежде всего, занятия с маленькими детьми обучают их взаимодействию с окружающим миром, развивают моторику рук, которая, кстати, отвечает за речь. Так мозг малыша становится более пластичным, увеличивается количество нейронных связей, а это — признак высокого интеллекта. Еще несколько плюсов:

  1. Общение с родителями. Неважно, чем вы занимаетесь: рисуете, лепите, рассматриваете картинки, учите буквы или просто играете, вы находитесь рядом с ребенком и уделяете ему внимание.
  2. Запоминание новой информации. Из книг и мультиков дети узнают о том, как выглядит животные, что они едят, как называются деревья, цветы и т.д. Все это расширяет кругозор.
  3. Привыкание к нагрузке. Если заниматься с малышом регулярно, это помогает ему привыкнуть к процессу обучения и в дальнейшем ему будет проще учиться в школе.
  4. Приобретение навыков. Если вы не учите малыша считать и читать, а готовите его к дальнейшему обучению (в процессе игр развиваете логику, речь, мышление), в будущем, когда придет время, это поможет ему легко овладеть навыками письма, чтения, счета.
  5. Раскрытие потенциала. С первых лет жизни вы можете заметить, что ребенку нравится запоминать и рассказывать стихи или, наоборот, ему интересны фигуры, цвета, буквы. Если построить занятия с учетом интересов малыша, они принесут пользу.

Читайте также. Чем занять непоседу: выбираем детскую секцию или кружок

Аргументы «против»

Некоторые дети с удовольствием занимаются в раннем возрасте, но часто бывает и так, что малышу вовсе не нужен новый сортер, пазл или другая модная игрушка. Он уже разбросал все детали и прокатился по ним любимой машиной. Из-за этого, конечно, у мам возникает чувство вины: я все делаю не так, мало с ним занимаюсь, нужно больше и усерднее. В результате:

  1. Все получают стресс. Ведь вместо того, чтобы снова рассматривать жирафа и слона, ребенок хочет просто прыгнуть в лужу или построить башню из конструктора. Плюс он чувствует ваш стресс, сомнения, чувство вины, нервничает сам и еще больше портит настроение вам. Получается замкнутый круг.
  2. Сравнение с другими детьми. Для многих родителей раннее развитие сводится к соревнованию с мамами из детской площадки. И если «Маша уже цитирует Чуковского, значит, и нам нужно не отставать». Ну и что, что ей уже пять, а вашему карапузу всего полтора?
  3. Детство за скобками. Игры, веселье, беспечность — все это остается непрожитым, пока вы спешите с ребенком с английского на математику и потом еще на танцы. Прятаться, бегать, падать — в два года все это нужно малышу больше, чем английский.
  4. Отсутствие спонтанной игры. Каждый ребенок должен уметь занимать себя сам: придумать новую игру, выбрать игрушку и решить, что с ней делать. Все это формирует воображение, фантазию, мышление. Для этого детей нужно оставлять наедине с собой, чего мамы-поклонницы раннего развития стараются не делать. Ведь они развивают малыша каждую минуту.
  5. Навязывание интересов. Если ребенок не может научиться считать в два года, как соседская Маша, он не оправдывает ожиданий родителей. При этом его настоящие желания, к примеру, послушать сказку, остаются незамеченными.
  6. Несоответствие затрат и результатов. Трудно заранее предугадать, какая методика развития подойдет вашему ребенку. Чаще всего бывает так, что родители сами в процессе игры могут научить его большему, чем педагоги в развивашке за два часа в неделю.
  7. Сомнительный результат. Есть исследование, в ходе которого дети, с которыми занимались ранним развитием (чтением, письмом, счетом, языками), в школе учились не лучше сверстников, которые развивались согласно возрасту. Одноклассники быстро все наверстали, т.к. их мозг был готов к восприятию этой информации.
  8. Нежелание учиться. Одни дети привыкают к занятиям и охотно продолжают учиться. Но есть и те, кого заставляли что-то запоминать в то время, когда хотелось прыгать и бегать. Если ребенок не готов или не хочет, такое раннее развитие может отбить интерес и желание учиться. Особенно если ругают за ошибки.

Стоит ли спешить?

Как правило, дети, с которыми усиленно занимались с младенческого возраста, примерно в то же время, что и сверстники, учатся садиться на горшок, разговаривать, ходить. Читать и считать, конечно, можно научиться в 3–4 года — для этого понадобятся усилия. А вот потом, через пару лет, этому обучатся все дети в школе. И не факт, что те, кто умели все это делать в 3, будут лучше учиться в 7. Так стоит ли спешить, если в свое время ребенок все равно всему научится?

Попробуйте сами

Чтобы окончательно взвесить все «за» и «против», предлагаем такой эксперимент. Если вы сторонница активного раннего развития, попробуйте все то, что вы предлагаете ребенку, на себе: изучайте язык программирования PHP и итальянский, кружевоплетение, фигурное вождение самолета. Для общего развития не помешает. И да, вы правы: животные, формы и цвета — это проще. Но и вам ведь не 7 месяцев.

Скорее всего, вы усвоите какую-то часть этой информации и через пару месяцев благополучно забудете ее. Просто потому что она вам не нужна. То же происходит и с детьми: их память, как губка, впитывает все, что вы ей предлагаете. А потом, если информация будет неактуальна, все забудется с таким же успехом.

 

В ущерб здоровью

Если дергать росток, чтобы помочь ему быстрее расти, его можно повредить. Так же и с детьми. Не нужно торопиться — опирайтесь на природный потенциал. Если ребенку интересны фигуры и буквы, занимайтесь столько, сколько захочет он сам. А если нет — не заставляйте.

Предлагая занятия, которые не соответствуют возрасту, вы идете против природы и можете пропустить то, что действительно необходимо сейчас. Пока вы решаете логические задачи и учите цифры, малыш мало бегает, прыгает, не осваивает пространство, не исследует возможности своего тела.

Позже, в 7–9 лет, такое раннее развитие может привести ребенка к нейропсихологу, который попробует развить нужные области при помощи упражнений. Но конечно, они не сравнятся с естественным процессом — тем самым, который был упущен из-за желания опередить всех в развитии.

Читайте также. 5 мифов о родительстве, которые давно пора побороть

Как мы спешили развиваться и что из этого вышло

«Конечно, как и все мамы, еще будучи беременной, я много читала о детях, их здоровье и развитии. Перед самыми родами я уже знала, что через полгода буду водить ребенка на развивающие занятия, а к четырем научу читать и считать.

Дома мы занимались с сыном по карточкам Домана, как и планировалось, с шести месяцев пошли в школу Монтессори. Сейчас ему семь. Он очень любит читать, много времени проводит за книгами, а потом приходит в школу и хочет поделиться с одноклассниками своими открытиями. Но им не интересно с ним — они играют в Бейблейдов и бегают всю перемену от звонка до звонка.

В итоге: у сына нет друзей, он не умеет играть, и это, конечно, отражается на самооценке, уверенности в себе, он стал замкнутым, снизилась успеваемость, перестал даже читать. Сейчас ходим к психологу, чтобы адаптироваться к общению и играм со сверстниками.

PS. Сегодня Владик пришел из школы и попросил купить ему Бейблейд».

Подведем итоги

Здоровый ребенок нормально развивается сам в безопасной для него среде. Ему не нужны специальные игрушки и занятия по расписанию. Ему нужны ваша любовь, поддержка, свобода выбора. Обыкновенные повседневные дела — поставить тарелку на стол, застегнуть пуговицы и др. — это те же занятия Монтессори, только в комфортной обстановке рядом с мамой.

Если ваш ребенок хочет стучать палкой по луже — пусть стучит. В это время он знакомится с окружающим миром, наблюдает, как действует поверхностное натяжение воды, и… развивается! А вы тем временем возьмите себе кофе, прислушайтесь к пению птиц и скажите себе: я хорошая мама и все делаю правильно.

Останні

Как придерживаться калорийного лимита, когда постоянно хочется есть

Низкоуглеводная, белковая, вегетарианская диета, правильное питание, сбалансированное питание, интервальное голодание, дробное питание, OMAD-диета… “От перемены… Докладніше

Апрель 26, 2024

Perfume layering: как комбинировать парфюмы и получать крутой результат

Когда-то было модным подбирать сумку под цвет туфель, надевать украшения комплектами (или хотя бы из… Докладніше

Апрель 26, 2024

15 лучших цветных тушей в 2024 году

Несколько быстрых движений — и твой взгляд готов привлекать внимание. Секрет этой магии в разноцветных… Докладніше

Апрель 25, 2024

Гороскоп на май 2024 для всех знаков Зодиака

Уже не терпится узнать, что же звезды подготовили для тебя в мае? Любовь, здоровье, финансы… Докладніше

Апрель 25, 2024

35 загадок на логику для игр с друзьями

Когда в компании надоедает обсуждать сплетни, погоду и новости, нередко возникает желание развлечься играми, которые… Докладніше

Апрель 24, 2024

Разыгрываем набор косметики для ухода за телом от MONIQUE

Ты даже не представляешь, что мы приготовили для тебя на этот раз… EVA Blog дарит… Докладніше

Апрель 24, 2024