Развитие речи ребенка в течение первого года жизни: советы логопеда

Речь — это способность человека общаться с помощью специальных знаков: слов, букв, звуков, интонаций и других элементов языка — мимики и жестикуляции. Речь является важнейшим аспектом интеллектуальной деятельности и формой общения людей.

У вас родился ребенок: вы очень рады ее первой улыбке и шагам, но никак не дождетесь первого слова. Тревога и переживания из-за задержания речи малыша знакомы большинству родителей. В качестве средства коммуникации ребенок начинает использовать речь примерно в возрасте одного года. К этому времени малыш уже осваивает несколько этапов речевого развития.

Этапы речевого развития ребенка

Первым средством коммуникации младенца является крик

Постепенно ребенок с помощью крика учится не только привлекать к себе внимание окружающих, но и общаться. Ребенок быстро понимает, что ее крик имеет определенное воздействие на родителей. Примерно до 3 месяцев (а некоторые дети — значительно раньше) они уже умеют менять интонацию крика, силу голоса и делать паузы во время плача. Внимательная мама знает и понимает интонации детского крика, который сообщает ей о недовольстве, боль, печаль, гнев или голод. В это же время ребенок уже начинает руководить мимическими движениями. Мимические проявления и выражение лица младенца отображает его эмоциональное состояние. Задержка в появлении мимических реакций, а также интонированной плачу должна стать первым поводом для беспокойства и обращения к квалифицированному логопеду.

Последующие два месяца

В последующие два месяца за счет тренировки и развития перечисленных навыков ребенок овладевает произношением гласных звуков: А, И, У, а также некоторых согласных: Г, К, Х. На смену крика приходит гуление. Во время гуления малыш учится управлению органами артикуляции, копирует речевые интонации взрослых, их мимические движения, то есть пытается подражать простые речевые образцы. Отсутствие подражания мимики, интонации и речевых звуков взрослых также является поводом к консультации со специалистом.

Период от 6 до 8 месяцев

В период от 6 до 8 месяцев малыш впервые пытается влиять на поведение взрослых с помощью речевых звуков, интонаций и громкости. В это время ребенок начинает проговаривать серии одинаковых слогов: ба-ба-ба, ма-ма-ма, дя-дя-дя. Такие проявления речевой активности называются лепетом. Первые речевые упражнения ребенка достаточно однообразны, но постепенно «репертуар» и интонации расширяются. В это время особенно важно поддерживать речевую инициативу ребенка, отвечать на ее языке, вступать с ней в звуковую перекличку.

Совершенствование навыков артикуляционных движений

Развитие органов речевого аппарата происходит также и во время приема пищи. В этом возрасте ребенок уже умеет произвольно открывать и закрывать рот, крепко сжимать губы, выпускать пищу изо рта, плевать ее, глотать полужидкую и жидкую пищу, снимать ее с ложки губами. Иногда бывает так, что появление этих навыков у ребенка задерживается. Активизировать их развитие можно путем специальных занятий, рекомендованных логопедом.

В конце первого года жизни

Ребенок начинает активно использовать жесты и речевые звуки для сообщения взрослых о своих желаниях, эмоции и потребности. В это время ребенок обозначает звуком или набором звуков определенные часто повторяющиеся события или объекты: бах, ма, да, кос и тому подобное. Движения органов речи становятся произвольными и последовательными. За счет этого малыш уже умеет самостоятельно откусывать кусочки, жевать мягкую пищу, а в зависимости от структуры продукта младенец начинает использовать лучшие для его измельчения артикуляционные движения.

В это время ребенок уже хорошо ест с ложки, хорошо жует, пьет небольшое количество жидкости из чашки. Также в это время происходит овладение и понимание речи взрослых — ребенок делает поисковые движения при слове: где; выполняет определенные движения при слове: ладушки и тому подобное. Подражания простых речевых образцов приводит к обозначение определенными словами предметов, ситуаций, сопровождение речевыми звуками действий. Чаще всего для этого дети проговаривают двусложные слова, состоящие из двух одинаковых слогов: мама, папа, баба, ляля и тому подобное.

Отсутствие умения общаться со взрослыми с помощью отдельных звуков речи, мимики и жестов может свидетельствовать о задержке речевого развития ребенка. В таком случае, как и при слабом лепетом, низкой голосовой и мимической активности, сложностях в формировании навыков приема пищи, глотания, жевания, нужно немедленно обращаться за помощью к педиатру или логопеда. Надеемся, что наш рассказ поможет вам лучше понимать процессы речевого развития вашего младенца и лучше с ним общаться.

Останні

Психосоматика: как стресс приводит к болезням

Немало людей относят психосоматику, как минимум, к чему-то нематериальному, а как максимум – не существующему… Докладніше

Май 8, 2024

13 вкусных заправок для салатов

Салатные заправки — это простой способ привнести разнообразие в свое ежедневное меню, особенно в летний… Докладніше

Май 8, 2024

Как выбрать идеальную кастрюлю

Ну, вот что можно рассказать о выборе кастрюль? Объем, форма, красивые узорчики на стенках посуды…… Докладніше

Май 7, 2024

Трендовые украшения для модного летнего образа 2024

Дважды в год на показах Fashion Week именитые бренды задают настроение будущему модному сезону. Затем… Докладніше

Май 7, 2024

С Днем матери 2024: красивые открытки с поздравлениями

Наши мамочки — самые важные люди в нашей жизни. Мы безоговорочно любим их за то… Докладніше

Май 7, 2024

Какие крутые переводные тату сейчас в тренде?

Переводные тату относятся к тем видам украшений, которые имеют много вариантов: от минималистичных маленьких до… Докладніше

Май 6, 2024