Сейчас в детских садах, группах в Фейсбуке и в любом месте, где собираются две и больше мам, активно обсуждается тема раннего развития. Модные журналы и блогеры составляют свои топы развивающих игр, рекламируют дорогие и мегаполезные игрушки, а детям с пеленок предлагают карточки Домана, сортеры, пазлы и пальчиковые краски. А времени у вас — разве что допить утренний чай где-то после обеда, когда ребенок уснет. Так ли полезны все эти развивашки, как принято считать, и стоят ли они потраченных ресурсов?
Считается, что раннее развитие стало популярным после выхода книги Масару Ибука «После трех уже поздно». В ней автор рассказывает о том, что дети до трех лет могут просто изучать языки, учатся писать, считать и играть на музыкальных инструментах. А после этого «уже поздно» и на усвоение тех же знаний и навыков понадобится больше сил и времени. Давайте рассмотрим все плюсы и минусы такого развития.
Прежде всего, занятия с маленькими детьми обучают их взаимодействию с окружающим миром, развивают моторику рук, которая, кстати, отвечает за речь. Так мозг малыша становится более пластичным, увеличивается количество нейронных связей, а это — признак высокого интеллекта. Еще несколько плюсов:
Читайте также. Чем занять непоседу: выбираем детскую секцию или кружок
Некоторые дети с удовольствием занимаются в раннем возрасте, но часто бывает и так, что малышу вовсе не нужен новый сортер, пазл или другая модная игрушка. Он уже разбросал все детали и прокатился по ним любимой машиной. Из-за этого, конечно, у мам возникает чувство вины: я все делаю не так, мало с ним занимаюсь, нужно больше и усерднее. В результате:
Как правило, дети, с которыми усиленно занимались с младенческого возраста, примерно в то же время, что и сверстники, учатся садиться на горшок, разговаривать, ходить. Читать и считать, конечно, можно научиться в 3–4 года — для этого понадобятся усилия. А вот потом, через пару лет, этому обучатся все дети в школе. И не факт, что те, кто умели все это делать в 3, будут лучше учиться в 7. Так стоит ли спешить, если в свое время ребенок все равно всему научится?
Чтобы окончательно взвесить все «за» и «против», предлагаем такой эксперимент. Если вы сторонница активного раннего развития, попробуйте все то, что вы предлагаете ребенку, на себе: изучайте язык программирования PHP и итальянский, кружевоплетение, фигурное вождение самолета. Для общего развития не помешает. И да, вы правы: животные, формы и цвета — это проще. Но и вам ведь не 7 месяцев.
Скорее всего, вы усвоите какую-то часть этой информации и через пару месяцев благополучно забудете ее. Просто потому что она вам не нужна. То же происходит и с детьми: их память, как губка, впитывает все, что вы ей предлагаете. А потом, если информация будет неактуальна, все забудется с таким же успехом.
Если дергать росток, чтобы помочь ему быстрее расти, его можно повредить. Так же и с детьми. Не нужно торопиться — опирайтесь на природный потенциал. Если ребенку интересны фигуры и буквы, занимайтесь столько, сколько захочет он сам. А если нет — не заставляйте.
Предлагая занятия, которые не соответствуют возрасту, вы идете против природы и можете пропустить то, что действительно необходимо сейчас. Пока вы решаете логические задачи и учите цифры, малыш мало бегает, прыгает, не осваивает пространство, не исследует возможности своего тела.
Позже, в 7–9 лет, такое раннее развитие может привести ребенка к нейропсихологу, который попробует развить нужные области при помощи упражнений. Но конечно, они не сравнятся с естественным процессом — тем самым, который был упущен из-за желания опередить всех в развитии.
Читайте также. 5 мифов о родительстве, которые давно пора побороть
«Конечно, как и все мамы, еще будучи беременной, я много читала о детях, их здоровье и развитии. Перед самыми родами я уже знала, что через полгода буду водить ребенка на развивающие занятия, а к четырем научу читать и считать.
Дома мы занимались с сыном по карточкам Домана, как и планировалось, с шести месяцев пошли в школу Монтессори. Сейчас ему семь. Он очень любит читать, много времени проводит за книгами, а потом приходит в школу и хочет поделиться с одноклассниками своими открытиями. Но им не интересно с ним — они играют в Бейблейдов и бегают всю перемену от звонка до звонка.
В итоге: у сына нет друзей, он не умеет играть, и это, конечно, отражается на самооценке, уверенности в себе, он стал замкнутым, снизилась успеваемость, перестал даже читать. Сейчас ходим к психологу, чтобы адаптироваться к общению и играм со сверстниками.
PS. Сегодня Владик пришел из школы и попросил купить ему Бейблейд».
Здоровый ребенок нормально развивается сам в безопасной для него среде. Ему не нужны специальные игрушки и занятия по расписанию. Ему нужны ваша любовь, поддержка, свобода выбора. Обыкновенные повседневные дела — поставить тарелку на стол, застегнуть пуговицы и др. — это те же занятия Монтессори, только в комфортной обстановке рядом с мамой.
Если ваш ребенок хочет стучать палкой по луже — пусть стучит. В это время он знакомится с окружающим миром, наблюдает, как действует поверхностное натяжение воды, и… развивается! А вы тем временем возьмите себе кофе, прислушайтесь к пению птиц и скажите себе: я хорошая мама и все делаю правильно.
Имя пользователя: | |
---|---|
Номер карты лояльности: | |
Бонусов на счету: | |
Кэшбек-бонусов на счету: |
Ребенок должен оставаться ребенок и детство забирать нельзя