Уместно ли учить читать двухлетнего малыша?

С появлением в семье первенца многие родители в вопросах его развития бегут впереди паровоза. «Мой малыш пошел в 7 месяцев!», «А мой ребенок читает в 2,5 года!» — фразы, которые скорее подтверждают наличие родительских амбиций, а не свидетельствуют об уникальности детей.

Любой обучающий процесс, который мама принялась внедрять раньше положенного срока, может отрицательно повлиять на самочувствие и настроение ребенка, сказаться на его физическом или интеллектуальном развитии.

Опасность раннего обучения чтению

Педагоги и детские психологи считают, что учить ребенка читать лучше всего с 3-4 лет, когда достаточно сформировалась устная речь и долгосрочная память. Делать это будет легко еще и потому, что уже возможно осмысление простых абстрактных символов и предметов.

Предлагать запоминать буквы, складывать из них слоги и слова, когда ребенку исполнилось 2 года, можно, однако мама должна иметь в виду:

  1. Область мозга, которая отвечает за восприятие абстрактных символов, еще не созрела, поэтому будут задействованы доступные, но не совсем подходящие нейронные цепи. Это вызывает угнетение нейропластичности, замедляет замену старых цепей новыми, более эффективными. В итоге вместо ускорения интеллектуального развития малыша, вы его затормозите.
  2. Раннее обучение чтению может привести к перегрузке центральной нервной системы. Наблюдаются следующие симптомы:
    • часто: головные боли, раздражительность, тревожность и расстройство сна;
    • редко, но возможны: эндокринные нарушения, заторможенность, ночное недержание мочи, нервный тик, заикание;
    • крайне редко: недоразвитие лобных долей.
  3. Преждевременные занятия по обучению чтению сокращают время на самостоятельную исследовательскую деятельность. Ее ограничение аукнется в будущем, и, став взрослым, ребенок не сможет мыслить креативно.

Чем заниматься с двухлетками

В возрасте от 2 до 3 лет в головном мозге формируется 80% основных нейронных связей. В это время игры должны быть максимально подвижными, помогать в приобретении навыков общения и становлении речи, усвоению и запоминанию связей между предметами, их свойствами, признаками и действиями. Кратко охарактеризуем наиболее подходящие для этого занятия.

Карточки Домана

Большинство родителей, практикующих методику американского физиотерапевта Глена Домана, уверены, что они с пеленок учат своих детей читать. Это не так. На самом деле занятия по его системе развивают образное восприятие и фотографическую память. Малыш запоминает картинку и\или надпись, изображенную на карточке, целиком, как иероглиф. Поэтому прочесть даже выученное слово, собирая из букв слоги, ребенок, увы, не сможет. Он попросту не знает букв и как они произносятся.

Огромный плюс методики Домана в том, что показывать карточки нужно не в статичном положении, а в постоянном движении. В процессе обязательно должны участвовать мама и\или папа. При этом ребенка учат новым видам активности, тренируют вестибулярный аппарат и ощущение тела в пространстве.

Но существуют и минус. Во время показа (а это 5-10 секунд) карточку нельзя давать ребенку в руки. У многих малышей это вызывает недовольство и даже раздражение.

В интернете вы найдете рекомендацию, что заниматься по методике Домана можно с 3 месяцев. Это даже не смешно. Начинайте с 2 лет, показывая по 2-3 карточки, не больше. Следите за реакцией ребенка. Неинтересно? Ничего из выученного не может вспомнить на следующий день? Сделайте перерыв на 3-4 дня. Позвольте малышу самостоятельно изучать окружающие предметы. Уделите внимание физическому развитию и положительному эмоциональному фону.

Квадраты Никитиных

Развивающая игра-головоломка от педагогов Никитиных — это 24 разноцветных квадрата, которые разрезаны на 2-5 частей. Она не учит читать, а закладывает базу для развития логики и легкого восприятия геометрии.

Для начала просто сортируйте части всех квадратов по цвету — двухлетний малыш с этим справится достаточно быстро. Потом учите счету пазлов одного квадрата. Ну а затем приступайте к сборке квадратов.

Интересно, что уже выросшие дети Никитиных, для которых была придумана эта и другие обучающие игры, не могут вспомнить о том, как их учили считать и читать. Зато с удовольствием рассказывают о времени, проведенном у настенной географической карты, о соревнованиях, кто быстрее решит ребусы. Они благодарны родителям за детство с большим количеством книг и настольных игр, за предоставленную возможность заниматься рукоделием, физкультурой и игрой на музыкальных инструментах.

Кубики-слоги Зайцева

С изобретением преподавателя русского языка Николая Зайцева — кубиками, на которых написаны слоги, знакомы многие. Они пригодятся для обучения чтению после того, как ребенок запомнил алфавит (3,5-4 года).

В начале 2000-х годов автор усовершенствовал методику, сделав ее более эффективной с точки зрения тренировки артикуляции и произношения звуков. Теперь в продаже есть наборы, где слоги написаны шрифтом разного размера, а кубики сделаны из различных материалов.

Обучение чтению от Сесиль Лупан

Методика бельгийской актрисы и мамы двух детей родилась после ее посещения семинаров Домана и Монтессори. Вот что она придумала:

  • начинать учить читать после того, как ребенок заговорит;
  • знакомство с отдельными буквами алфавита, деление на гласные и согласные, проводить на слух, напевая их на мотив любимых детских мелодий;
  • каждое новое слово, произнесенное малышом, писать печатными буквами, размещая лист бумаги на том предмете, название которого прозвучало;
  • запоминать начертание букв во время игры кубиками с изображением потешных животных и человечков.

Главное, за что ценят Лупан, — за ее предложение прививать любовь к чтению оригинальным способом. Для начала мама сама делает простые книжки с фотографиями из жизни ребенка и короткими подписями к ним. Затем в творчество вовлекается и ребенок. Поделки дополняются детскими рисунками и аппликациями.

 

Хочется успокоить тех мам, детям которых неинтересно учиться читать. Роберт Бернс сделал это только в 8 лет, что не помешало ему стать гениальным поэтом. Пушкин  начал рано читать и писать, зато так и не осилил азы математики. Возможно, и у вас растет будущий олимпийский чемпион, великий артист, музыкант или композитор. Но всему свое время. А пока приложите максимум усилий, чтобы сделать детство вашего ребенка увлекательным и наполненным положительными эмоциями.

Комментарии пока отсутствуют

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *