СДВГ (синдром дефицита внимания и гиперактивность) некоторые считают выдумкой. Мол, нужно просто включить всю свою строгость — и тогда будет нормальное поведение. Тем не менее, на практике оказывается, что строгость совершенно бесполезна, поскольку ребенок при всем своем желании не может доводить дела до конца, долго сидеть на месте и сосредотачивать внимание на чем-то одном.
СДВГ — это диагноз, который хоть и не лечится полностью, но требует коррекции. Проявляется он в виде трудностей с концентрацией внимания, импульсивности. Таким детям сложно дается понимание правил, инструкций. Им трудно сосредоточиться, они постоянно отвлекаются, «застревают» на чем-то и не могут переключиться.
Сейчас среди врачей нет единого мнения по поводу причин СДВГ. Скорее всего, на это влияет совокупность факторов, среди которых:
Диагноз включает признаки дефицита внимания и гиперактивности. Специалисты считают, что одно невозможно без другого. При этом у одного ребенка могут проявляться больше признаки импульсивности (чаще у дошкольников), у другого — дефицит внимания (чаще у школьников). Интеллект, творчество при таком нарушении сохраняются, но есть трудности с чтением, письмом, счетом, что приводит к плохой успеваемости в школе.
Первые симптомы можно заметить уже в 3–4 года. Но здесь важно не спутать настоящую и ситуационную гиперактивность. К примеру, если в доме много гостей, и вы хотите уделить им внимание, а ребенок в это время всем мешает, постоянно бегает, то это всего лишь перевозбуждение из-за непривычной ситуации. Также с гиперактивностью иногда путают впечатлительность, подвижность, активность, любопытство, протестное поведение.
Чтобы отличить активность от гиперактивности, используют такой СДВГ тест:
Активный ребенок
Гиперактивный ребенок
Конечно, СДВГ — это не надуманная проблема и не плохое воспитание. Нравоучения, наказание не только не помогают, но и могут навредить: снизить самооценку, вызвать чувство вины. Вот несколько советов, которые могут вам помочь.
Самое первое, что нужно сделать, — установить точный диагноз с помощью детского психоневролога или невропатолога. Только врач может определить, действительно ли ребенок гиперактивный, или это естественная подвижность. Лишь после этого можно говорить о том, какая помощь ему нужна.
Нужно найти хорошего психолога и заниматься с ним не только ребенку, но и всей семьей. Ведь занятия со специалистом ограничены во времени, а все остальное — это ваша работа, постоянная и целенаправленная. На сеансах семейной психотерапии вы обучитесь тому, как избегать крайностей:
Также психолог даст рекомендации по поводу лечебной физкультуры, диеты и т.д. Оптимальным для психотерапии считается возраст 5–10 лет.
Комплекс таких занятий подбирается индивидуально для каждого ребенка. Его составляющими могут быть упражнения для:
Все это помогает нормализовать гипотонус и гипертонус, которые могут стать причиной или следствием гиперактивности и плохо влияют на развитие ребенка. На занятиях дети также учатся взаимодействовать с другими людьми, произвольно (целенаправленно) выполнять действия, контролировать себя, сосредотачивать внимание и т.д. Кроме занятий со специалистом, нужно также выполнять упражнения дома.
Очень важно уделить внимание обстановке в семье. Постарайтесь глубоко, всем сердцем понять своего ребенка и проблему, с которой он живет. В этом как раз поможет хороший психолог. Только в таком случае вам удастся подобрать правильный тон разговора, не допустить гиперопеки и не сорваться на крик. Важно не просто знать правила воспитания и обучения ребенка с СДВГ, но и следовать им с верным внутренним настроем, имея мудрость, терпение, доброту и разумную строгость.
Все это требует от нас много ресурсов. Кроме того, родители гиперактивных детей часто имеют повышенную раздражительность, тревожность. В таком состоянии работать над коррекцией СДВГ еще труднее. Поэтому позаботьтесь также о себе, найдите способы быть в ресурсе.
Одна из проблем гиперактивности — масса начатых дел и ни одного завершенного. Ребенок забывает, теряет, ему сложно быть ответственным и достигать целей. В решении этой проблемы помогает четкий распорядок дня, который выполняется всеми членами семьи, находящимися рядом с ребенком. Дети школьного возраста могут сами отмечать выполненные дела и переходить к следующим.
Детям с СДВГ сложно следить за порядком, класть вещи на свои места. Поэтому родителям необходимо постараться комфортно организовать пространство, в котором находится сын или дочь. Можно взять разноцветные ящики, промаркировать их (если ребенок не умеет читать, обозначения можно сделать в виде рисунков) и обучить складывать вещи на свои места.
Среди полезных игр для детей с гиперактивностью — те, которые тренируют внимание и концентрацию, произвольность (волю), контроль над двигательной активностью, развитие навыков общения.
Тренирует внимание, зрительную память. Попросите ребенка нарисовать несложный рисунок (к примеру, дом). Затем пусть он отвернется, а вы дорисуете пару деталей. Ребенок должен найти, что изменилось в его рисунке.
Развивает усидчивость, слуховое внимание. Предложите ребенку послушать тишину. Какие звуки слышны? Сколько их? (Тиканье часов, шум улицы и др.). Можно усложнить задание, попросив ребенка посчитать только звуки, доносящиеся с улицы.
Учит контролировать импульсивность, тренирует выдержку. Разложите на полу несколько шишек и попросите ребенка помочь мишке убрать их. Он должен взять игрушку в руки и ее лапами собрать шишки.
Помогает развивать гибкость в общении, умение понимать других людей. Для игр на развитие коммуникативных навыков нужно несколько участников. Они разделяются на пары, становятся лицом к лицу, держат друг друга за пояс, правая нога становится возле ноги партнера. Теперь они сиамские близнецы с двумя головами, тремя ногами, двумя руками и общим туловищем. Дальше можно выполнять разные задания: пройтись по комнате, порисовать, похлопать в ладоши и т.д.
Для развития коммуникационных навыков с детьми дошкольного возраста можно также читать коррекционные истории и сказки.
Несмотря на кажущуюся энергичность на самом деле у гиперактивных детей энергии меньше, чем у сверстников. Они быстро устают, а частое переключение между задачами, хаотичность действий утомляет их еще больше. Задача родителей — помочь восполнить нехватку энергии. Ребенка нужно беречь от перегрузок, массовых скоплений людей, больших магазинов, чрезмерных эмоций. Все это вызывает нарастание симптоматики. Вместо этого уделяйте достаточно времени прогулкам, спорту, правильному питанию, помогайте с выполнением домашних заданий, ограничьте контакты с негативными людьми.
Расскажите об особенностях ребенка всем, кто с ним контактирует: родственникам, учителям, воспитателям, няне. Разъясните правила общения и как вести себя в разных ситуациях.
Кроме трудностей, с которыми вы можете столкнуться в воспитании ребенка с СДВГ, у него непременно есть положительные черты характера.
Вы можете пополнить этот список собственными наблюдениями за ребенком и его уникальными положительными качествами. Напоминайте себе о них как можно чаще.
Все гиперактивные дети очень разные в своем поведении и мироощущении. Они — как снежинки: вы никогда не найдете двух одинаковых. Надеемся, наши советы помогут вам найти свой подход, наладить диалог и помочь ребенку адаптироваться в окружающем мире.
Заботимся вместе!
Еще немного и в воздухе будет витать атмосфера приближающегося праздника. Мы снова будем наряжать елку,… Докладніше
Впереди холодная и колючая зима, а значит, нужно заблаговременно подготовить свой уход к тяжелым испытаниям.… Докладніше
Женская сумочка– один из самых востребованных аксессуаров, который подбирается очень тщательно и с особой внимательностью… Докладніше
Чем холоднее становится за окном, тем больше в нас просыпается желание придать своему дому уюта… Докладніше
Уверена, твоя лента в соцсетях тоже забита вирусными видео, главным героем которых является дубайский шоколад… Докладніше
Добро пожаловать в седьмую неделю! Время летит быстро, а твой организм каждый день меняется и… Докладніше