Гиперактивный ребенок: как направить энергию в мирное русло

СДВГ (синдром дефицита внимания и гиперактивность) некоторые считают выдумкой. Мол, нужно просто включить всю свою строгость — и тогда будет нормальное поведение. Тем не менее, на практике оказывается, что строгость совершенно бесполезна, поскольку ребенок при всем своем желании не может доводить дела до конца, долго сидеть на месте и сосредотачивать внимание на чем-то одном.

Гиперактивный ребенок: как направить энергию в мирное русло

СДВГ — это диагноз, который хоть и не лечится полностью, но требует коррекции. Проявляется он в виде трудностей с концентрацией внимания, импульсивности. Таким детям сложно дается понимание правил, инструкций. Им трудно сосредоточиться, они постоянно отвлекаются, «застревают» на чем-то и не могут переключиться.

Причины гиперактивности у детей

Сейчас среди врачей нет единого мнения по поводу причин СДВГ. Скорее всего, на это влияет совокупность факторов, среди которых:

  • генетическая предрасположенность;
  • угроза выкидыша;
  • курение во время беременности;
  • нехватка кислорода (гипоксия) во время беременности или родов;
  • асфиксия;
  • неправильная тактика ведения родов, к примеру, применение щипцов;
  • слишком длительные или, наоборот, стремительные роды;
  • недоношенность, малый вес при рождении.

Причины гиперактивности у детей

Как отличить СДВГ от активности: признаки

Диагноз включает признаки дефицита внимания и гиперактивности. Специалисты считают, что одно невозможно без другого. При этом у одного ребенка могут проявляться больше признаки импульсивности (чаще у дошкольников), у другого — дефицит внимания (чаще у школьников). Интеллект, творчество при таком нарушении сохраняются, но есть трудности с чтением, письмом, счетом, что приводит к плохой успеваемости в школе. 

Первые симптомы можно заметить уже в 3–4 года. Но здесь важно не спутать настоящую и ситуационную гиперактивность. К примеру, если в доме много гостей, и вы хотите уделить им внимание, а ребенок в это время всем мешает, постоянно бегает, то это всего лишь перевозбуждение из-за непривычной ситуации. Также с гиперактивностью иногда путают впечатлительность, подвижность, активность, любопытство, протестное поведение.

Чтобы отличить активность от гиперактивности, используют такой СДВГ тест:

Активный ребенок

  1. Любит энергичные игры, не сидит на одном месте. Если его увлечь, может почитать книжку или сложить пазл.
  2. Много, быстро говорит, постоянно что-то спрашивает.
  3. Редко имеет проблемы с пищеварением и сном.
  4. Активен не постоянно и не везде. Может быть непоседой дома, у бабушки и спокойным в саду.
  5. Неагрессивный, редко провоцирует конфликты. Когда злится, может кого-то обидеть.

Как отличить СДВГ от активности: признаки

Гиперактивный ребенок

  1. Все время хаотично движется, не контролирует себя. Продолжает двигаться даже когда устанет. Плачет, когда совсем выбивается из сил.
  2. Быстро, много говорит, глотает слова. Спрашивает и тут же перебивает, не может дослушать ответ на свой вопрос.
  3. Трудно укладывается спать. Сон неспокойный, прерывистый. Часто имеет расстройства пищеварения.
  4. Всегда неуправляемый, независимо от того, где он пребывает: дома, в гостях, саду, на улице.
  5. Часто становится причиной конфликтов. Кусает, бьет, толкает, не контролирует свою агрессию.

Гиперактивный ребенок: что делать

Конечно, СДВГ — это не надуманная проблема и не плохое воспитание. Нравоучения, наказание не только не помогают, но и могут навредить: снизить самооценку, вызвать чувство вины. Вот несколько советов, которые могут вам помочь.

Самое первое, что нужно сделать, — установить точный диагноз с помощью детского психоневролога или невропатолога. Только врач может определить, действительно ли ребенок гиперактивный, или это естественная подвижность. Лишь после этого можно говорить о том, какая помощь ему нужна.

Занятия с психологом

Нужно найти хорошего психолога и заниматься с ним не только ребенку, но и всей семьей. Ведь занятия со специалистом ограничены во времени, а все остальное — это ваша работа, постоянная и целенаправленная. На сеансах семейной психотерапии вы обучитесь тому, как избегать крайностей:

  • жалости, вседозволенности из-за того, что он «не такой, как все»;
  • чрезмерных требований, которым сын или дочь не могут отвечать в силу своих особенностей.

Также психолог даст рекомендации по поводу лечебной физкультуры, диеты и т.д. Оптимальным для психотерапии считается возраст 5–10 лет.

Занятия с психологом

Курс нейропсихологической коррекции

Комплекс таких занятий подбирается индивидуально для каждого ребенка. Его составляющими могут быть упражнения для:

  • глаз, языка;
  • дыхания;
  • мелкой моторики;
  • растяжки;
  • расслабления, визуализации;
  • развития навыков коммуникации;
  • умения понимать и выполнять правила.

Все это помогает нормализовать гипотонус и гипертонус, которые могут стать причиной или следствием гиперактивности и плохо влияют на развитие ребенка. На занятиях дети также учатся взаимодействовать с другими людьми, произвольно (целенаправленно) выполнять действия, контролировать себя, сосредотачивать внимание и т.д. Кроме занятий со специалистом, нужно также выполнять упражнения дома.

Курс нейропсихологической коррекции

Микроклимат в семье

Очень важно уделить внимание обстановке в семье. Постарайтесь глубоко, всем сердцем понять своего ребенка и проблему, с которой он живет. В этом как раз поможет хороший психолог. Только в таком случае вам удастся подобрать правильный тон разговора, не допустить гиперопеки и не сорваться на крик. Важно не просто знать правила воспитания и обучения ребенка с СДВГ, но и следовать им с верным внутренним настроем, имея мудрость, терпение, доброту и разумную строгость.

Все это требует от нас много ресурсов. Кроме того, родители гиперактивных детей часто имеют повышенную раздражительность, тревожность. В таком состоянии работать над коррекцией СДВГ еще труднее. Поэтому позаботьтесь также о себе, найдите способы быть в ресурсе.

Соблюдение режима дня

Одна из проблем гиперактивности — масса начатых дел и ни одного завершенного. Ребенок забывает, теряет, ему сложно быть ответственным и достигать целей. В решении этой проблемы помогает четкий распорядок дня, который выполняется всеми членами семьи, находящимися рядом с ребенком. Дети школьного возраста могут сами отмечать выполненные дела и переходить к следующим.

Организация пространства

Детям с СДВГ сложно следить за порядком, класть вещи на свои места. Поэтому родителям необходимо постараться комфортно организовать пространство, в котором находится сын или дочь. Можно взять разноцветные ящики, промаркировать их (если ребенок не умеет читать, обозначения можно сделать в виде рисунков) и обучить складывать вещи на свои места.

Игры и упражнения

Игры и упражнения

Среди полезных игр для детей с гиперактивностью — те, которые тренируют внимание и концентрацию, произвольность (волю), контроль над двигательной активностью, развитие навыков общения.

  • Игра «Найди отличие»

Тренирует внимание, зрительную память. Попросите ребенка нарисовать несложный рисунок (к примеру, дом). Затем пусть он отвернется, а вы дорисуете пару деталей. Ребенок должен найти, что изменилось в его рисунке.

  • «Тишина»

Развивает усидчивость, слуховое внимание. Предложите ребенку послушать тишину. Какие звуки слышны? Сколько их? (Тиканье часов, шум улицы и др.). Можно усложнить задание, попросив ребенка посчитать только звуки, доносящиеся с улицы.

  • «Мишки-шишки»

Учит контролировать импульсивность, тренирует выдержку. Разложите на полу несколько шишек и попросите ребенка помочь мишке убрать их. Он должен взять игрушку в руки и ее лапами собрать шишки.

  • «Сиамские близнецы»

Помогает развивать гибкость в общении, умение понимать других людей. Для игр на развитие коммуникативных навыков нужно несколько участников. Они разделяются на пары, становятся лицом к лицу, держат друг друга за пояс, правая нога становится возле ноги партнера. Теперь они сиамские близнецы с двумя головами, тремя ногами, двумя руками и общим туловищем. Дальше можно выполнять разные задания: пройтись по комнате, порисовать, похлопать в ладоши и т.д.

Для развития коммуникационных навыков с детьми дошкольного возраста можно также читать коррекционные истории и сказки.

Бережное отношение к психике

Несмотря на кажущуюся энергичность на самом деле у гиперактивных детей энергии меньше, чем у сверстников. Они быстро устают, а частое переключение между задачами, хаотичность действий утомляет их еще больше. Задача родителей — помочь восполнить нехватку энергии. Ребенка нужно беречь от перегрузок, массовых скоплений людей, больших магазинов, чрезмерных эмоций. Все это вызывает нарастание симптоматики. Вместо этого уделяйте достаточно времени прогулкам, спорту, правильному питанию, помогайте с выполнением домашних заданий, ограничьте контакты с негативными людьми.

Расскажите об особенностях ребенка всем, кто с ним контактирует: родственникам, учителям, воспитателям, няне. Разъясните правила общения и как вести себя в разных ситуациях.

Бережное отношение к психике

Положительные качества гиперактивных детей

Кроме трудностей, с которыми вы можете столкнуться в воспитании ребенка с СДВГ, у него непременно есть положительные черты характера.

  1. Он практически никогда не обижается. Ведь в силу особенностей психики он просто не может долго концентрировать внимание, в том числе, и на обидах. Он не держит зла, быстро отходит и забывает о конфликтах.
  2. Он творческий, креативный. Имея в голове десятки самых разных мыслей одновременно, ребенок может выдавать массу оригинальных идей и легко достичь успеха в какой-то сфере. Да, он много отвлекается, но при этом он способен увидеть то, чего другие не замечают.
  3. Он гибкий. Скорее всего, у него всегда есть несколько вариантов решения задачи.
  4. Он быстрый. Если ваш ребенок заинтересован в выполнении какой-то задачи, он делает это быстро. Чаще всего это касается заданий, связанных с активностью.

Вы можете пополнить этот список собственными наблюдениями за ребенком и его уникальными положительными качествами. Напоминайте себе о них как можно чаще.

Все гиперактивные дети очень разные в своем поведении и мироощущении. Они — как снежинки: вы никогда не найдете двух одинаковых. Надеемся, наши советы помогут вам найти свой подход, наладить диалог и помочь ребенку адаптироваться в окружающем мире.

Заботимся вместе!

7 мая / 2020 Дети

Комментарии

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

  1. Елена

    У нас почему-то опасность этого диагноза не дооценивают… А зря((( На Западе все более серьезно. Знаю о нем не по наслышке, у самой ребенок такой был… Сначала верила старшему поколению, что все ок с поведением, просто подвижный… А когда на фоне чрезмерной подвижности начались другие проблемы — абсолютная неспособность что-либо воспринимать, я забила тревогу..! Начала читать форумы, изучать вопрос.