Родители хотят, чтобы их дети выросли самостоятельными, но часто допускают ошибки в воспитании, которые пресекают самостоятельность. Какие ошибки, как их не допустить и помочь ребенку стать самостоятельным? Узнаем вместе с Ева блог.




Что такое самостоятельность ребенка
Самостоятельность ребенка — это комплексное понятие, которое включает аспекты:
- самоообслуживание (способность есть, одеваться, завязывать шнурки, чистить зубы без помощи взрослого),
- навык занять себя,
- уверенность в собственных силах,
- инициативность (умение действовать не по просьбе или принуждению взрослого, а по собственному побуждению),


- ответственность (готовность выполнять обещания, понимание вероятных последствий поступков),
- способность принимать решения, ставить цели и достигать их.


Ошибки в воспитании, которые приводят к несамостоятельности
Самостоятельность начинает формироваться в возрасте полутора-двух лет, когда маленький человек начинает познавать окружающий мир. Задача родителей — поощрять развитие самостоятельности.


Следует избегать типичных ошибок:
- Делать все самим. Ребенок привыкает к тому, что за него все решат и сделают. Это происходит из-за гиперопеки или убеждения, что сделать самому легче и быстрее, чем научить детей самостоятельности.
- Растить ребенка «под диктовку», говоря, что и как делать, контролируя каждый шаг. Ребенок в таком случае будет исполнительным, но не ициативным.
- Строить завышенные ожидания. Если поощрять исключительно успехи (например, научился читать), игнорируя промежуточные достижения (запомнил разные буквы, освоил чтение по слогам), нет ощущения значимости маленьких шагов, самооценка и мотивация ребенка снижаются, самостоятельность не развивается.
- Не оставить ребенку свободного времени, распределив его между учебой и другими занятиями. Самостоятельность означает в том числе умение себя занять и развлечь, для этого нужны условия.


- Не принимать вкусы и интересы ребенка. Их подавление станет причинами конфликтов, а, если ребенок не может отстоять себя, он перестает ощущать контроль над своей жизнью.
- Спасать в последний момент. Ребенок дотянул до последнего с выполнением задания, а мама пришла на помощь и все решила? И лишила его возможности столкнуться с последствиями неорганизованности и лени, а, значит, и стремления проявлять самостоятельность в будущем.
- Демонстративно переделывать что-то за ребенком, стыдить или язвительно комментировать то, что не удалось.
- Подчеркивать идею, что «взрослые знают лучше».
Интересно по теме: Чего нельзя делать, если вы хотите вырастить счастливого ребенка
Проявление детской самостоятельности в разном возрасте
Когда малыш замечает, что часть потребностей может удовлетворить без родителя, он попробует выбраться из кровати, взять игрушку, попить из стакана. И, возможно, столкнется с запретами: не трожь, поставь, отойди… Постоянные запреты и контроль подавляют детское любопытство и стремление активно познавать мир, а, значит, и инициативу что-то делать самому. Чтобы не допустить этого, важно замечать и поддерживать проявления самостоятельности, мотивировать к этому. Как развивается самостоятельность в разном возрасте?
1-3 года. Малыш начинает ходить и обучаться самообслуживанию: держать ложку, есть, пить, умываться, одеваться, пользоваться туалетом. Чтобы приучить его к этому, поощряй стремление освоить новые навыки, которые развивают самостоятельность.


3-5 лет. Ребенок начинает чувствовать себя отдельным человеком, исследует границы допустимого в отношениях, проверяет, что можно, а что нельзя, стремится к большей самостоятельности, хочет все сделать по-своему. К пяти годам ребенок может:
- собирать игрушки после игры, складывать вещи в шкаф,
- выполнять несложные действия во время приготовлении еды (добавить в тесто муку, перемешать овощи в салате), убирать посуду со стола,
- убрать за домашним питомцем, покормить его или налить воды в поилку.


5-7 лет. Ребенок много всего умеет сам, но самостоятельность еще развивается, есть потребность в контроле и напоминаниях. «Ты налил воду собаке? Не забудь собрать игрушки, когда уйдут гости».


7-12 лет. Период обучения в школе укрепляет самостоятельность. Ребенок обучается планировать свое время, следить за состоянием своих вещей, тетрадей и учебников, выполнять разные задания. К подростковому возрасту ребенок может:
- самостоятельно выполнять домашнее задание,
- следить за состоянием школьной формы и обуви, вовремя и без напоминания складывать вещи в стирку,
- выполнять свои домашние обязанности (например, уборка своей комнаты, вынос мусора, несложные покупки в супермаркете),
- ухаживать за домашним животным без напоминаний.


К моменту, как ребенок станет подростком, его самостоятельность и в учебе, и в самообслуживании не нуждается в контроле и напоминаниях со стороны взрослых.
Интересно по теме: Уборка дома: что можно поручить ребенку и в каком возрасте
Как научить ребенка самостоятельности?
Одна из причин пассивности и отсутствия инициативности детей — воспитанная взрослыми привычка «слушаться». Вместо превращения ребенка в исполнителя чужой воли научи его самостоятельности. Твои семь помощников:
- Возможность проявлять самостоятельность. Малыш бросил игрушку? Не поднимай, предложи это ему. Тянется за ложкой и хочет есть кашу сам? Покажи, как это делать, похвали за старания. Принимай во внимание возраст ребенка, и по мере освоения новых навыков шаг за шагом усложняй задачи.
- Поддержка инициативы. Хочет помочь с готовкой? Поручи что-то, с чем он справится, похвали. Хочет вымыть чашку? Поставь возле раковины стульчик и помоги настроить теплую воду. С каждым маленьким действием самостоятельность малыша растет.


- Режим дня. Понятный распорядок дает предсказуемость, а, значит, ощущение безопасности, становится ребенку опорой и помогает развитию самостоятельности. Он знает, когда играет, когда ест, спит, выходит на прогулку, когда убирает и т.д. Убедись, что у школьника час-два в день не заняты ничем — это время для свободной игры и дел, которые интересны самому ребенку.
- Выбор. Предлагай выбор: какую футболку надеть в детсад? Какую книгу читаем перед сном? Так ребенок будет учиться принимать решения, знать, что к ним прислушиваются, укрепляя самостоятельность.


- Домашние обязанности. Двухлетние дети способны принести приборы к столу, трехлетки — полить фиалки, убрать свои игрушки (поначалу можно вместе). Важно хвалить ребенка и за старания, и за успешное выполнение задачи, это лучшее удобрение для растущей самостоятельности.
- Хобби. Попробуйте разные занятия и остановитесь на том, которое интересно ребенку. Самостоятельности означает в том числе умение прислушиваться к себе, замечать и поддерживать свой интерес, прикладывать усилия, чтобы что-то получилось. Хобби «по любви» — отличная практика для развития самостоятельности.


- Карманные деньги. Когда ребенок начинает понимать, каким образом в семье появляются продукты, игрушки, одежда, что означает «работа» и для чего нужны деньги, можно выделить ему карманные деньги. Укреплять самостоятельность могут быть совсем небольшие суммы, важнее, чтобы ребенок мог ими распоряжаться по своему усмотрению. Помогай разбираться с тратами и прогнозировать результат того или иного выбора, но не настаивай на своем.
Воспитание самостоятельности ребенка требует от родителей внимания (замечать ее проявления), терпения (обучать новым навыкам и повторять одно и то же) и способности искренне похвалить. Хвалить и поощрять нужно в любом случае, даже если ребенок еще не сделал все «как нужно» — чувствуя поддержку, он будет стараться, пробовать еще. Акцентируй внимание не на личности ребенка («Какой ты молодец! Как взрослый!»), а на действиях («Как аккуратно у тебя получилось застелить постель!», «Как быстро ты оделась на прогулку!»). Слушай ребенка, помогай ему рассуждать и принимать решения. Из позиции гиперопекающего взрослого самостоятельность в детях не воспитать, а из роли наставника и друга точно получится.
Читайте также: