Как помочь ребенку стать самостоятельным?

Родители хотят, чтобы их дети выросли самостоятельными, но часто допускают ошибки в воспитании, которые пресекают самостоятельность. Какие ошибки, как их не допустить и помочь ребенку стать самостоятельным? Узнаем вместе с Ева блог.

Что такое самостоятельность ребенка 

Самостоятельность ребенка — это комплексное понятие, которое включает аспекты:

  • самоообслуживание (способность есть, одеваться, завязывать шнурки, чистить зубы без помощи взрослого),
  • навык занять себя,
  • уверенность в собственных силах,
  • инициативность (умение действовать не по просьбе или принуждению взрослого, а по собственному побуждению),

  • ответственность (готовность выполнять обещания, понимание вероятных последствий поступков),
  • способность принимать решения, ставить цели и достигать их.

Ошибки в воспитании, которые приводят к несамостоятельности

Самостоятельность начинает формироваться в возрасте полутора-двух лет, когда маленький человек начинает познавать окружающий мир. Задача родителей — поощрять развитие самостоятельности.

Следует избегать типичных ошибок:

  • Делать все самим. Ребенок привыкает к тому, что за него все решат и сделают. Это происходит из-за гиперопеки или убеждения, что сделать самому легче и быстрее, чем научить детей самостоятельности.
  • Растить ребенка «под диктовку», говоря, что и как делать, контролируя каждый шаг. Ребенок в таком случае будет исполнительным, но не ициативным.
  • Строить завышенные ожидания. Если поощрять исключительно успехи (например, научился читать), игнорируя промежуточные достижения (запомнил разные буквы, освоил чтение по слогам), нет ощущения значимости маленьких шагов, самооценка и мотивация ребенка снижаются, самостоятельность не развивается.
  • Не оставить ребенку свободного времени, распределив его между учебой и другими занятиями. Самостоятельность означает в том числе умение себя занять и развлечь, для этого нужны условия.

  • Не принимать вкусы и интересы ребенка. Их подавление станет причинами конфликтов, а, если ребенок не может отстоять себя, он перестает ощущать контроль над своей жизнью.
  • Спасать в последний момент. Ребенок дотянул до последнего с выполнением задания, а мама пришла на помощь и все решила? И лишила его возможности столкнуться с последствиями неорганизованности и лени, а, значит, и стремления проявлять самостоятельность в будущем.
  • Демонстративно переделывать что-то за ребенком, стыдить или язвительно комментировать то, что не удалось.
  • Подчеркивать идею, что «взрослые знают лучше».

Интересно по теме: Чего нельзя делать, если вы хотите вырастить счастливого ребенка

Проявление детской самостоятельности в разном возрасте

Когда малыш замечает, что часть потребностей может удовлетворить без родителя, он попробует выбраться из кровати, взять игрушку, попить из стакана. И, возможно, столкнется с запретами: не трожь, поставь, отойди… Постоянные запреты и контроль подавляют детское любопытство и стремление активно познавать мир, а, значит, и инициативу что-то делать самому. Чтобы не допустить этого, важно замечать и поддерживать проявления самостоятельности, мотивировать к этому. Как развивается самостоятельность в разном возрасте? 

1-3 года. Малыш начинает ходить и обучаться самообслуживанию: держать ложку, есть, пить, умываться, одеваться, пользоваться туалетом. Чтобы приучить его к этому, поощряй стремление освоить новые навыки, которые развивают самостоятельность.

3-5 лет. Ребенок начинает чувствовать себя отдельным человеком, исследует границы допустимого в отношениях, проверяет, что можно, а что нельзя, стремится к большей самостоятельности, хочет все сделать по-своему. К пяти годам ребенок может:

  • собирать игрушки после игры, складывать вещи в шкаф,
  • выполнять несложные действия во время приготовлении еды (добавить в тесто муку, перемешать овощи в салате), убирать посуду со стола,
  • убрать за домашним питомцем, покормить его или налить воды в поилку.

5-7 лет. Ребенок много всего умеет сам, но самостоятельность еще развивается, есть потребность в контроле и напоминаниях. «Ты налил воду собаке? Не забудь собрать игрушки, когда уйдут гости».

Интересно по теме: Уборка дома: что можно поручить ребенку и в каком возрасте

7-12 лет. Период обучения в школе укрепляет самостоятельность. Ребенок обучается планировать свое время, следить за состоянием своих вещей, тетрадей и учебников, выполнять разные задания. К подростковому возрасту ребенок может:

  • самостоятельно выполнять домашнее задание,
  • следить за состоянием школьной формы и обуви, вовремя и без напоминания складывать вещи в стирку,
  • выполнять свои домашние обязанности (например, уборка своей комнаты, вынос мусора, несложные покупки в супермаркете),
  • ухаживать за домашним животным без напоминаний.

К моменту, как ребенок станет подростком, его самостоятельность и в учебе, и в самообслуживании не нуждается в контроле и напоминаниях со стороны взрослых.

Как научить ребенка самостоятельности?

Одна из причин пассивности и отсутствия инициативности детей — воспитанная взрослыми привычка «слушаться». Вместо превращения ребенка в исполнителя чужой воли научи его самостоятельности. Твои семь помощников: 

  • Возможность проявлять самостоятельность. Малыш бросил игрушку? Не поднимай, предложи это ему. Тянется за ложкой и хочет есть кашу сам? Покажи, как это делать, похвали за старания. Принимай во внимание возраст ребенка, и по мере освоения новых навыков шаг за шагом усложняй задачи.
  • Поддержка инициативы. Хочет помочь с готовкой? Поручи что-то, с чем он справится, похвали. Хочет вымыть чашку? Поставь возле раковины стульчик и помоги настроить теплую воду. С каждым маленьким действием самостоятельность малыша растет.

  • Режим дня. Понятный распорядок дает предсказуемость, а, значит, ощущение безопасности, становится ребенку опорой и помогает развитию самостоятельности. Он знает, когда играет, когда ест, спит, выходит на прогулку, когда убирает и т.д. Убедись, что у школьника час-два в день не заняты ничем — это время для свободной игры и дел, которые интересны самому ребенку.
  • Выбор. Предлагай выбор: какую футболку надеть в детсад? Какую книгу читаем перед сном? Так ребенок будет учиться принимать решения, знать, что к ним прислушиваются, укрепляя самостоятельность.

  • Домашние обязанности. Двухлетние дети способны принести приборы к столу, трехлетки — полить фиалки, убрать свои игрушки (поначалу можно вместе). Важно хвалить ребенка и за старания, и за успешное выполнение задачи, это лучшее удобрение для растущей самостоятельности.
  • Хобби. Попробуйте разные занятия и остановитесь на том, которое интересно ребенку. Самостоятельности означает в том числе умение прислушиваться к себе, замечать и поддерживать свой интерес, прикладывать усилия, чтобы что-то получилось. Хобби «по любви» — отличная практика для развития самостоятельности.

  • Карманные деньги. Когда ребенок начинает понимать, каким образом в семье появляются продукты, игрушки, одежда, что означает «работа» и для чего нужны деньги, можно выделить ему карманные деньги. Укреплять самостоятельность могут быть совсем небольшие суммы, важнее, чтобы ребенок мог ими распоряжаться по своему усмотрению. Помогай разбираться с тратами и прогнозировать результат того или иного выбора, но не настаивай на своем. 

Воспитание самостоятельности ребенка требует от родителей внимания (замечать ее проявления), терпения (обучать новым навыкам и повторять одно и то же) и способности искренне похвалить. Хвалить и поощрять нужно в любом случае, даже если ребенок еще не сделал все «как нужно» — чувствуя поддержку, он будет стараться, пробовать еще. Акцентируй внимание не на личности ребенка («Какой ты молодец! Как взрослый!»), а на действиях («Как аккуратно у тебя получилось застелить постель!», «Как быстро ты оделась на прогулку!»). Слушай ребенка, помогай ему рассуждать и принимать решения. Из позиции гиперопекающего взрослого самостоятельность в детях не воспитать, а из роли наставника и друга точно получится.

Комментарии пока отсутствуют

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *