Способность улыбаться и смеяться присуща только человеку. Это один из признаков, который отличает его от животных. Ученые доказали, что способность воспринимать шутки зависит от характера, ментальности и воспитания. Если ребенок с малого возраста не научился воспринимать смешные ситуации, то в будущем это может повлиять на его социализацию.
Малыш учится улыбаться уже с 3-месячного возраста. Однако улыбка — это подсознательный инстинкт. Так ребенок успокаивается или просто копирует других. С точки зрения эволюции это необходимый механизм защиты и приспособления. С 9-12 месяцев ребенок начинает различать стандартные и нестандартные ситуации. Малыши уже могут устанавливать зрительный контакт, демонстрировать эмоции, а не инстинкты.
Однако сознательное чувство юмора появляется примерно в 4 года. До этого малыш не всегда понимает, почему взрослые смеются над его действиями или словами. Ребенок может смеяться в неуместной ситуации: например, когда кому-то больно. Это не свидетельствует о наличии каких-либо нарушений, потому что ребенок еще не имеет сложившихся представлений. Поэтому взрослые должны объяснить границу между «хорошо» и «плохо», «смешно» и «грустно», «приятно» и «больно».
В этот период могут возникать некоторые проблемные моменты:
К 6-7 годам чувство юмора становится более похожим на взрослое. Впрочем, младшие школьники не всегда понимают игру слов, политические и эротические шутки, иронию и сарказм. Это формируется впоследствии и зависит от уровня развития ребенка.
Психологи доказали, что юмор играет значительную роль в процессе социализации. То есть смех как культурное явление объединяет разных людей. Первая социализация для младенца — это семья. Отец и мама смеются, малыш улыбается в ответ.
Со временем ребенок входит в социум через общение со сверстниками и другими взрослыми. Юмор, хотя и в упрощенной форме, существует среди детей любого возраста. Примитивные шутки можно встретить в мультфильмах. Не пугайтесь, что ситуации слишком преувеличены — так делают специально, чтобы расширить возрастную группу. С мультика «Том и Джерри» смеются дети с пеленок и до 5-6 лет.
Юмор является элементом социализации и в дошкольном возрасте. В детском саду малыш общается со многими сверстниками и попадает в различные коммуникативные ситуации. Здесь можно увидеть первые различия в восприятии шуток: что смешно одному ребенку, совсем не смешно другому. Некоторые дошкольники не воспринимают комические ситуации в мультфильмах, и это нормально. Возможно, их чувство юмора отличается от общепринятого.
Для школьников шутки составляют значительную часть досуга. Даже в младшей школе дети пытаются смеяться над условно взрослыми темами, употребляя нецензурные выражения, юмор «ниже пояса», черные анекдоты. Это вызывает неодобрительную реакцию окружающих.
Если школьник шутит «по-взрослому», попробуйте поступить следующим образом:
Подросток уже понимает все шутки, иронию, сарказм, поэтому происходит полная социализация. Но родителям необходимо наблюдать за ее границами.
В последнее время становятся популярными пранки — моделирование достаточно жестоких ситуаций. Например, телефонный звонок маме из участка полиции. Попросите ребенка не участвовать в таких шутках и опасных розыгрышах. Нередко они граничат с буллингом. Проявление жестокости не является смешной ситуацией для психически здорового человека.
Существует несколько техник, которые помогут развить чувство юмора. Для малышей подойдет чтение книг, где есть шутки и комические ситуации, формирование правильной модели и ее фантазийные нарушения. Когда ребенок начинает сознательно (это важно!) говорить, что собака говорит «мяу-мяу», или одевает штаны на руки, — это шутка.
Вместе ищите забавные моменты и поддерживайте юмор ребенка. Не отмахивайтесь от попыток малыша, даже если они не очень удачные. Начните праздновать 1 апреля всей семьей, моделируя смешные ситуации и делая интересные розыгрыши. В семье, где забавные шутки являются нормой, дети перенимают модель поведения родителей. Поэтому не бойтесь смеяться и быть смешными.
Научите ребенка смеяться над собой на собственном примере. Посмейтесь, когда случайно сказали: «Иди пить жареный картофель». Малыш может поддержать вас: «Насыпь мне чаю».
Здоровое чувство юмора формирует характер, помогает не растеряться в различных ситуациях и снять напряжение. В образовательных учреждениях юмор является одним из методов коррекции поведения детей, в том числе в конфликтных ситуациях. В педагогике он считается одной из разновидностей конструктивного поведения, которой заменяют вербальную или физическую агрессию.
Эти педагогические упражнения-игры применяют и в семье:
Существуют люди, которые не понимают шуток? Психологи склонны думать, что нет. Вероятнее всего, они имеют специфическое чувство юмора, то есть для них смешные какие-то нестандартные ситуации или анекдоты. В основном у таких людей активнее работает левое полушарие мозга, поэтому они выбирают точные науки или спорт.
Обычно чувство юмора формируется постепенно без коррекции и может меняться в течение жизни. Родителям следует наблюдать, чтобы ребенок не смеялся, когда кому-то больно, не шутил на взрослые темы и умел смеяться над собой. Развитое чувство юмора помогает социализироваться, работает как защитный механизм в нестандартных ситуациях.
Имя пользователя: | |
---|---|
Номер карты лояльности: | |
Бонусов на счету: | |
Кэшбек-бонусов на счету: |
Комментарии пока отсутствуют