Как развить у ребенка чувство юмора

Способность улыбаться и смеяться присуща только человеку. Это один из признаков, который отличает его от животных. Ученые доказали, что способность воспринимать шутки зависит от характера, ментальности и воспитания. Если ребенок с малого возраста не научился воспринимать смешные ситуации, то в будущем это может повлиять на его социализацию.

Когда возникает чувство юмора?

Малыш учится улыбаться уже с 3-месячного возраста. Однако улыбка — это подсознательный инстинкт. Так ребенок успокаивается или просто копирует других. С точки зрения эволюции это необходимый механизм защиты и приспособления. С 9-12 месяцев ребенок начинает различать стандартные и нестандартные ситуации. Малыши уже могут устанавливать зрительный контакт, демонстрировать эмоции, а не инстинкты.

Однако сознательное чувство юмора появляется примерно в 4 года. До этого малыш не всегда понимает, почему взрослые смеются над его действиями или словами. Ребенок может смеяться в неуместной ситуации: например, когда кому-то больно. Это не свидетельствует о наличии каких-либо нарушений, потому что ребенок еще не имеет сложившихся представлений. Поэтому взрослые должны объяснить границу между «хорошо» и «плохо», «смешно» и «грустно», «приятно» и «больно».

В этот период могут возникать некоторые проблемные моменты:

  1. Ребенок шутит на «туалетные» темы. Взрослым, которые имеют определенные табу, это поведение кажется провокационным или неприличным. Но у 4-летнего ребенка запретов нет. Поэтому нужно объяснить, что эту тему лучше не обсуждать с другими. Это касается и эротических шуток.
  2. Повторение той же шутки по нескольку раз. Всегда улыбайтесь, не ругайте малыша. Когда словарный запас ребенка станет больше, он прекратит повторяться.
  3. Обиды. Вы засмеялись, когда ребенок ошибся в слове, а он обиделся. Во-первых, дети не всегда понимают шутки. Во-вторых, они еще не имеют способности смеяться над собой. Объясните, почему вам смешно, и не забывайте смеяться над собой в уместных ситуациях.

К 6-7 годам чувство юмора становится более похожим на взрослое. Впрочем, младшие школьники не всегда понимают игру слов, политические и эротические шутки, иронию и сарказм. Это формируется впоследствии и зависит от уровня развития ребенка.

Юмор как элемент социализации

Психологи доказали, что юмор играет значительную роль в процессе социализации. То есть смех как культурное явление объединяет разных людей. Первая социализация для младенца — это семья. Отец и мама смеются, малыш улыбается в ответ.

Со временем ребенок входит в социум через общение со сверстниками и другими взрослыми. Юмор, хотя и в упрощенной форме, существует среди детей любого возраста. Примитивные шутки можно встретить в мультфильмах. Не пугайтесь, что ситуации слишком преувеличены — так делают специально, чтобы расширить возрастную группу. С мультика «Том и Джерри» смеются дети с пеленок и до 5-6 лет.

Юмор является элементом социализации и в дошкольном возрасте. В детском саду малыш общается со многими сверстниками и попадает в различные коммуникативные ситуации. Здесь можно увидеть первые различия в восприятии шуток: что смешно одному ребенку, совсем не смешно другому. Некоторые дошкольники не воспринимают комические ситуации в мультфильмах, и это нормально. Возможно, их чувство юмора отличается от общепринятого.

Для школьников шутки составляют значительную часть досуга. Даже в младшей школе дети пытаются смеяться над условно взрослыми темами, употребляя нецензурные выражения, юмор «ниже пояса», черные анекдоты. Это вызывает неодобрительную реакцию окружающих.

Если школьник шутит «по-взрослому», попробуйте поступить следующим образом:

  • Выяснить, почему ребенок выбирает именно такие темы для шуток. Спросить, понимает ли он на самом деле, в чем смысл анекдота. Иногда школьник лишь повторяет услышанное или пытается привлечь внимание.
  • Объяснить, что эти темы остаются для взрослых. Таким шуткам не место в школе или на улице. Они предназначены только для близких друзей, которые хотят их слышать. Это касается и ненормативной лексики.

Подросток уже понимает все шутки, иронию, сарказм, поэтому происходит полная социализация. Но родителям необходимо наблюдать за ее границами.

В последнее время становятся популярными пранки — моделирование достаточно жестоких ситуаций. Например, телефонный звонок маме из участка полиции. Попросите ребенка не участвовать в таких шутках и опасных розыгрышах. Нередко они граничат с буллингом. Проявление жестокости не является смешной ситуацией для психически здорового человека.

Способы развития юмора и коррекции поведения через шутки

Существует несколько техник, которые помогут развить чувство юмора. Для малышей подойдет чтение книг, где есть шутки и комические ситуации, формирование правильной модели и ее фантазийные нарушения. Когда ребенок начинает сознательно (это важно!) говорить, что собака говорит «мяу-мяу», или одевает штаны на руки, — это шутка.

Вместе ищите забавные моменты и поддерживайте юмор ребенка. Не отмахивайтесь от попыток малыша, даже если они не очень удачные. Начните праздновать 1 апреля всей семьей, моделируя смешные ситуации и делая интересные розыгрыши. В семье, где забавные шутки являются нормой, дети перенимают модель поведения родителей. Поэтому не бойтесь смеяться и быть смешными.

Научите ребенка смеяться над собой на собственном примере. Посмейтесь, когда случайно сказали: «Иди пить жареный картофель». Малыш может поддержать вас: «Насыпь мне чаю».

Здоровое чувство юмора формирует характер, помогает не растеряться в различных ситуациях и снять напряжение. В образовательных учреждениях юмор является одним из методов коррекции поведения детей, в том числе в конфликтных ситуациях. В педагогике он считается одной из разновидностей конструктивного поведения, которой заменяют вербальную или физическую агрессию.

Эти педагогические упражнения-игры применяют и в семье:

  • Клоуны ссорятся. Если ребенок начинает вербально оскорблять, предложите заменить «плохие» слова на названия овощей и фруктов. Впоследствии ссора превращается в шутку, и в конце, когда агрессия исчезает, участники обмениваются названиями цветов. В этой ситуации юмор снижает уровень агрессии, способствует релаксации.
  • Маленький призрак. Предложите ребенку представить себя хорошим призраком, который хочет напугать вас. Разрешены смешные выражения лица и различные звуки. Также можно немного похулиганить: выскочить из-под стула или поиграть в прятки. Это упражнение моделирует доброжелательный юмор, который не переходит в жестокость.
  • Битва воздушными шариками. Помогает снять стресс, выплеснуть агрессию. Участники игры надувают шарики. Затем начинается битва. Никому нельзя драться руками, ногами, оскорблять вербально.

Существуют люди, которые не понимают шуток? Психологи склонны думать, что нет. Вероятнее всего, они имеют специфическое чувство юмора, то есть для них смешные какие-то нестандартные ситуации или анекдоты. В основном у таких людей активнее работает левое полушарие мозга, поэтому они выбирают точные науки или спорт.

Обычно чувство юмора формируется постепенно без коррекции и может меняться в течение жизни. Родителям следует наблюдать, чтобы ребенок не смеялся, когда кому-то больно, не шутил на взрослые темы и умел смеяться над собой. Развитое чувство юмора помогает социализироваться, работает как защитный механизм в нестандартных ситуациях.

Комментарии пока отсутствуют

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Рекомендуемые статьи
13 июня / 2018 Воспитание и развитие
11 способів ненав’язливо вчити мову з дитиною
26 марта / 2024 Воспитание и развитие
31 января / 2020 Беременность и роды