Фантазия — одно из главных условий развития цивилизации. Без нее человечество так и осталось бы в каменном веке. Эта замечательная особенность нашей психики является интеллектуальной функцией мозга и напрямую связана с памятью.
Существует два вида фантазии — творческая и репродуктивная. Первая генерирует и запоминает образы и идеи, а вторая творчески работает с тем, что уже было создано ранее. Также считается, что воображение является важнейшим элементом игры и эмоционального мышления.
Способность ребенка в будущем стать гениальным выдумщиком — представителем классической творческой профессии или любым другим специалистом, которому требуется нестандартное мышление, — зависит от «прихоти» природы. Но все же полагаться только на врожденные способности не стоит.
Умение фантазировать не только можно, но и нужно развивать. Стимулировать этот процесс позволяет чтение книг, просмотр фильмов, посещение художественных выставок, концертов и представлений, рисование, игра на музыкальных инструментах и изготовление поделок.
Над развитием фантазии ребенка нужно начинать работать с самого детства. Сперва этому способствуют игры с первыми игрушками, которые через развитие моторики рук влияют на соответствующий участок мозга. Затем чтение малышу сказок, разглядывание и обсуждение с ним картинок, освоение первых настольных и подвижных игр.
Одним из основных методов развития воображения считается игровая деятельность. Многие родители относятся к ней несерьёзно, а зря. Игры, развивающие фантазию у детей, выполняют и целый ряд других задач:
Тем не менее фантазия, если рассматривать ее как механизм психической деятельности, не во всех случаях может положительно влиять на становление и развитие личности. Упустив некоторые моменты, можно вырастить отъявленного лжеца в быту и афериста в профессиональной деятельности.
Ребенок начинает говорить неправду на этапе активного становления речи и воображения. Двигателем обмана становится повышение любознательности и запреты от взрослых, которые со временем только учащаются. Обманывая, ребенок пытается обойти запреты. При этом только к 5-6 годам происходит четкое понимание отличий между реальностью и вымыслом.
Для дошкольников и младших школьников «нормальными» считаются такие виды лжи:
Еще 2 разновидности детской лжи — эгоистическая, включающая в себя элементы манипуляций, и патологическая — рассматриваются взрослыми как отрицательные. Если ребенок старше 7 лет постоянно врет, лучше обратиться за помощью к детскому психологу.
Начиная с 4 лет, ребенок нуждается в том, чтобы родители помогли ему в развитии воображения. Предлагаем несколько классических вариантов.
Ассоциативное мышление отлично подстегивает работу фантазии:
Тут развивается не только умение выдумывать, но и способность обличать придуманные образы и идеи в слова:
Тут можно играть следующим образом:
Тут все просто — дочки-матери, больница, цирк, ферма, космический гараж, школа, магазин. Помогите с необходимым инвентарем и одеждой и смело присоединяйтесь к игре в качестве младшего партнера.
Среди подвижных игр рекомендуется детский вариант хорошо знакомого «Крокодила». Положите в коробку много карточек с изображением животных, людей или предметов. Пусть малыш вытягивает лотерею и показывает, как сможет: зайчик — прыгает, футболист — пинает мяч, скрипач — играет на скрипке.
Один из неплохих вариантов, развивающих фантазию, — это составление утренней зарядки. Пусть ребенок делает как можно больше упражнений, в том числе и со скакалкой, мячом, гимнастической палкой или кругом.
Еще одна замечательная игра заключается в том, что вы загадываете загадку, а малыш должен ее разгадать, ответив не словами, а движениями, как в «Крокодиле».
Эйнштейн считал: фантазия важнее знания, потому что она безгранична. Воображайте, придумывайте, творите сами и учите этому малыша, обогащая жизнь счастьем созидания.
Имя пользователя: | |
---|---|
Номер карты лояльности: | |
Бонусов на счету: | |
Кэшбек-бонусов на счету: |
Комментарии пока отсутствуют