Зачем и как развивать фантазию у ребенка?

Фантазия — одно из главных условий развития цивилизации. Без нее человечество так и осталось бы в каменном веке. Эта замечательная особенность нашей психики является интеллектуальной функцией мозга и напрямую связана с памятью.

Существует два вида фантазии — творческая и репродуктивная. Первая генерирует и запоминает образы и идеи, а вторая творчески работает с тем, что уже было создано ранее. Также считается, что воображение является важнейшим элементом игры и эмоционального мышления.

Польза детского воображения

Способность ребенка в будущем стать гениальным выдумщиком — представителем классической творческой профессии или любым другим специалистом, которому требуется нестандартное мышление, — зависит от «прихоти» природы. Но все же полагаться только на врожденные способности не стоит.

Умение фантазировать не только можно, но и нужно развивать. Стимулировать этот процесс позволяет чтение книг, просмотр фильмов, посещение художественных выставок, концертов и представлений, рисование, игра на музыкальных инструментах и изготовление поделок.

Над развитием фантазии ребенка нужно начинать работать с самого детства. Сперва этому способствуют игры с первыми игрушками, которые через развитие моторики рук влияют на соответствующий участок мозга. Затем чтение малышу сказок, разглядывание и обсуждение с ним картинок, освоение первых настольных и подвижных игр.

Одним из основных методов развития воображения считается игровая деятельность. Многие родители относятся к ней несерьёзно, а зря. Игры, развивающие фантазию у детей, выполняют и целый ряд других задач:

  • ускоряют познание окружающего мира;
  • помогают осознать реальность чувств;
  • укрепляют память, повышают внимательность;
  • учат находить нестандартное решение проблемы;
  • способствуют осознанию и признанию страхов;
  • учат переживать разлуку;
  • формируют и усиливают чувство свободы;
  • повышают социальную адаптацию;
  • укрепляют психическое здоровье.

Фантазия или обман?

Тем не менее фантазия, если рассматривать ее как механизм психической деятельности, не во всех случаях может положительно влиять на становление и развитие личности. Упустив некоторые моменты, можно вырастить отъявленного лжеца в быту и афериста в профессиональной деятельности.

Ребенок начинает говорить неправду на этапе активного становления речи и воображения. Двигателем обмана становится повышение любознательности и запреты от взрослых, которые со временем только учащаются. Обманывая, ребенок пытается обойти запреты. При этом только к 5-6 годам происходит четкое понимание отличий между реальностью и вымыслом.

Для дошкольников и младших школьников «нормальными» считаются такие виды лжи:

  1. Фантастические придумки. Самый безопасный вид обмана, продиктованный любовью к выдумкам. Обычно проявляется в игре. Часто вызван желанием ребенка привлечь к себе внимание.
  2. Героический вымысел. Дети выдают желаемое за действительное, приукрашивают черты характера, что позволяет им выглядеть в собственных глазах и в глазах окружающих лучше остальных сверстников. Выполняет психотерапевтическую функцию. Человек, героически фантазирующий в детстве, во взрослой жизни становится успешным лидером. Реакция родителей может быть нулевой. Но если такой вид лжи явно указывает на детскую проблему, то разъяснение неправильности поведения должно проходить только после того, как родители разберутся в причинах и способах ее устранения.
  3. Обман во спасение. Является защитой психики от стресса в ожидании наказания и попыткой его избежать. К такому виду обмана ребенок прибегает, когда в реакции родителей четко прослеживается связь «нарушение запрета — неминуемость кары».
  4. Партийная ложь. Проявляется в подростковом возрасте. Правду знают только друзья или ситуативная группа, а для всех остальных придумывается ложь, в которую некоторые дети и сами начинают верить.

Еще 2 разновидности детской лжи — эгоистическая, включающая в себя элементы манипуляций, и патологическая — рассматриваются взрослыми как отрицательные. Если ребенок старше 7 лет постоянно врет, лучше обратиться за помощью к детскому психологу.

Игры и упражнения для развития фантазии

Начиная с 4 лет, ребенок нуждается в том, чтобы родители помогли ему в развитии воображения. Предлагаем несколько классических вариантов.

Ассоциации

Ассоциативное мышление отлично подстегивает работу фантазии:

  1. Пары слов. Взрослый предлагает слово, а малыш должен быстро (!) подобрать одно или несколько слов, которые приходят ему на ум. Например, улица — гулять, деревья, машины и т.д. Если пауза затягивается надолго, следует перейти к поиску следующей ассоциации.
  2. Последовательность ассоциаций. Более сложный вариант предыдущей версии словесной игры. Подходит деткам 5-6 лет. Ассоциативные слова должны быть связаны друг с другом. Например, Новый год — Дед Мороз, Снегурочка, сказка, Красная шапочка, пирожки, бабушка.
  3. Пары картинок. Для игры нужно много карточек с изображениями. Среди них должны быть пары, связанные аналогией. Например, у «дерева» и «книги» общим будет наличие листьев и невозможность передвигаться.

Рассказчик

Тут развивается не только умение выдумывать, но и способность обличать придуманные образы и идеи в слова:

  • Сказка «шиворот-навыворот». Предложите ребенку создать свою сказку, основываясь на уже знакомой истории. Для этого замените ее привычных героев на персонажей из других рассказов или придумайте своих. Сперва для ребенка это может быть сложно, поэтому помогайте ему фантазировать. Замените колобка лисенком, а обитателей леса «живыми» пирожками с разными начинками и посмотрите, что из этого выйдет.
  • «Что случится, если …». Тут ребенку предлагается фантазировать с первоначальной установкой. К примеру:
    • летом в окно влетит Дед Мороз;
    • у домашней собаки вырастут крылья;
    • к приходу папы быстро выучить алфавит.
  • Журналист. Для начала сами возьмите интервью у малыша, а затем пусть он возьмет его у игрушки или другого неодушевленного предмета: шкафа, кастрюли, чайника, одежды.

Художник

Тут можно играть следующим образом:

  1. Рисование музыки. Предложите малышу нарисовать те образы, которые приходят в голову во время прослушивания определенной композиции.
  2. Волшебные преобразования. Дайте ребенку лист бумаги с изображением геометрической фигуры и попросите его превратить ее в образ или дорисовать картину. Например, круг может стать головой человечка или солнышком в пейзаже.
  3. Сказочник. Это задание перекликается со сказкой «шиворот-навыворот». Предложите малышу вспомнить придуманную им историю и нарисовать фрагмент из нее. В конечном счете у вас может получится полноценная книжка с картинками.

Сюжетно-ролевые и подвижные игры

Тут все просто — дочки-матери, больница, цирк, ферма, космический гараж, школа, магазин. Помогите с необходимым инвентарем и одеждой и смело присоединяйтесь к игре в качестве младшего партнера.

Среди подвижных игр рекомендуется детский вариант хорошо знакомого «Крокодила». Положите в коробку много карточек с изображением животных, людей или предметов. Пусть малыш вытягивает лотерею и показывает, как сможет: зайчик — прыгает, футболист — пинает мяч, скрипач — играет на скрипке.

Один из неплохих вариантов, развивающих фантазию, — это составление утренней зарядки. Пусть ребенок делает как можно больше упражнений, в том числе и со скакалкой, мячом, гимнастической палкой или кругом.

Еще одна замечательная игра заключается в том, что вы загадываете загадку, а малыш должен ее разгадать, ответив не словами, а движениями, как в «Крокодиле».

Эйнштейн считал: фантазия важнее знания, потому что она безгранична.  Воображайте, придумывайте, творите сами и учите этому малыша, обогащая жизнь счастьем созидания.

 

Комментарии пока отсутствуют

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *