Как общаться с трехлетним ребенком и заодно развивать ее
Обычно в 3 года ребенок уже начинает активно говорить и жаждет общения с родителями. Но вдруг выясняется, что они не понимают большую часть его речи, да и вообще не способны наладить контакт с малышом. В таком случае вам не помешает ознакомиться с некоторыми правилами и списком тем для общения с маленькими детьми.
Нюансы общения
Поведение трехлетних детей может «свести с ума» и вызвать неадекватные эмоции. Довольно часто малыши просто не реагируют на просьбы и указания, а со стороны кажется, что они издеваются над родителями. Но это не так. Просто в этом возрасте процессы возбуждения преобладают над процессами торможения. Баланс восстановится лишь к 6-7 годам. Поэтому общение нужно выстраивать, учитывая некоторые рекомендации:
Чтобы успокоить ребенка, когда ему слишком весело или страшно, сохраняйте спокойствие сами или хотя бы постарайтесь не показывать свое эмоциональное состояние.
В первую очередь переключите внимание на себя, а лишь затем на свои слова:
высказывайтесь конкретно — говорите короткими предложениями без сложных слов;
исключите приказной тон;
повторите просьбу дважды, поскольку информация в этом возрасте не усваивается с первого раза. Не добавляйте «ради мамы», «ну хотя бы раз» — это признак бессилия;
избегайте частицы «не»: трехлетки ее не воспринимают. Например, вместо «не лезь в лужу» говорите «обходи», замените «не кричи» на «тише, спокойнее».
Если просите ребенка выполнить действие, которое он только освоил, обязательно помогайте ему и не забывайте хвалить малыша.
Для важной беседы, например, об уборке игрушек, выберите подходящее время, когда у обоих будет хорошее настроение, и исключите внешние раздражители — выключите ТВ. Не говорите ребенку «нужно» и «не разбрасывай», а аргументируйте свою позицию.
Тем для общения с трехлетками довольно много, ведь в это время жизнь тоддлеров уже насыщена событиями и открытиями. Вот лишь краткий список, о чем можно говорить с малышом:
о звуках — какие звуки издают машины (мотоциклы), как храпит папа, какой звук самый любимый и нелюбимый;
о животных — в какое животное ты бы хотел превратиться, кто где живет (дома, на ферме, в лесу);
о планах — к кому в гости любишь ходить, куда хочешь сходить, что наденешь на следующую прогулку и что будешь делать во время нее;
о семье — каких родственников, кроме мамы и папы, ты знаешь, как всех зовут, чем они занимается, кого больше всего любишь и почему;
о чувствах и эмоциях — от чего тебе весело, что пугает и от чего страшно;
о занятиях и играх — что больше нравится: петь или рисовать, во что можно играть на улице, чем займемся завтра;
об окружающем мире — пойдет ли сегодня дождь, на что похоже облако, много ли людей было сегодня на прогулке, что ты видел вокруг, как пели птицы;
о еде — что больше всего нравится и не нравится, что любишь есть на завтрак (обед, ужин), что приготовим вместе, какая еда вкуснее: кислая, сладкая или соленая;
про время в детском саду — было ли интересно, чем занимались, что ели, как вели себя друзья, что снилось днем.
Перед ночным сном полезно подвести итоги дня. Коротко обсудите, что больше всего понравилось малышу и чего он больше делать не будет.
Родителям бывает трудно воспринимать неразборчивую детскую речь, из-за чего они часто отказываются от тесного общения с малышом. Но психологи советуют не обращать внимания на эту временную преграду. Нужно обязательно выслушивать все лопотания до конца, без раздражения и высказываний о том, что «я тебя не понимаю». Проявляйте свой интерес к детскому разговору фразами: «Да?», «Ух ты!», «Замечательно!», «Интересно!». Помните, что ребенку нужна практика, и тогда он быстро научиться говорить разборчиво.
Комментарии пока отсутствуют