1-«Пеґґі»-міф-і-реальність-у-книзі-про-найсміливішу-колекціонерку
| читать 3 мин

«Пегги»: миф и реальность в книге о самой смелой коллекционерке

Самая эпатажная коллекционерка искусства, одна из самых богатых женщин, светская львица и известная часть европейской богемы. Пегги Гуггенхайм не признавала понятия «система», потому что всегда создавала свою, выходила за рамки приемлемого и возможного.

книголав_ru_02

В издательстве #книголав вышла художественная биография художницы, написанная Ребеккой Годфри и Лесли Джеймисон — «Пегги». Книга рассказывает о детстве и становлении одной из самых популярных личностей XX века в искусстве, которая сама стала его олицетворением и революцией.

Рожденная в роскоши, рожденная для свободы

Семья Гуггенхаймов прежде всего известна своим состоянием: они были самыми богатыми после Рокфеллеров. Но это не американская мечта: еще дедушки Пегги бежали в Америку четвертым классом, а по приезде жили в конюшнях и брались за любую работу. Впоследствии один изобрел средство для чистки печей, другой освоил банковское дело и основал банк. Поэтому девушка росла в роскоши, зная, какие миллионы перейдут ей по наследству. Однако она была другой.

2 «Пеґґі» міф і реальність у книзі про найсміливішу колекціонерку

Пока ее старшая сестра Бенита мечтала завести семью и детей, а младшая Хейзел сбегала из дома, Пегги стремилась к свободе, независимости, опыту. Она хотела ходить в школу вместо занятий с гувернанткой, тайком изучать современных творцов, современные течения и анархические идеи вместо языков и этикета, выходить на митинги суфражисток и испытывать любовные переживания во всех проявлениях. Все наследство она планировала тратить на поддержку молодых неординарных художников и организацию собственных выставок. Филантропка, свободомыслящая, бунтарка. Смелая, целеустремленная, уверенная.

Instagram_02ru_Blog

Интересно по теме: Игра в ассоциации: какими духами пользовались бы книжные героини

Дилетантка или визионерка?

Она «бросала деньги на ветер», всегда была несерьезной, легкомысленной. Человек, которому просто повезло и который не знает, что делать с таким состоянием. Но так ли это? Пегги никогда не воспринимала свои деньги и возможности, которые они открывали как должное. Понимая свои привилегии, она хотела изменить мир, оставить после себя след. Женщина собирала произведения искусства, признавая их ценность, могла покупать по одной картине в день. Без ее финансирования и поддержки не были бы известны фигуры Жана Кокто, Александра Колдера, Джексона Поллока, Эммы Голдман и Джуны Барнс. Последняя написала свой самый известный роман Nightwood в загородном коттедже, который два года снимала ей Пегги. Она увлекалась сюрреализмом, экспрессионизмом и модернизмом, поэтому привела в мир искусства многих творцов и творчих личностей этих направлений, которые меняли и развивали их.

3«Пеґґі»-міф-і-реальність-у-книзі-про-найсміливішу-колекціонерку

«Пегги в конце концов удалось превратить отчасти деструктивную, грубую силу денег в нечто прекрасное — в поддержку для тех, кто создавал искусство и литературу XX века такими, какими мы их знаем, в художественную коллекцию и пространство, которое до сих пор привлекает тысячи таких же «зависимых от искусства», как она сама».

Но Пегги не была любимицей всех, кого встречала, и не всем нравится сейчас. В предисловии авторы пишут, что часто она раздражает читателей. В отзывах появляются слова: «неприятная», «ей трудно сопереживать», «нежизненная», «грязная наследница». А это они еще не встречались с деятельницей вживую! Пегги вряд ли подбирала бы самые вежливые слова, терпела бы пренебрежительное отношение или соглашалась на то, чего не заслуживала. Однако однозначно занимала бы пространство, привлекала бы мужчин и женщин, как магнитом, оставалась бы в мыслях надолго.

4-«Пеґґі»-міф-і-реальність-у-книзі-про-найсміливішу-колекціонерку

«Причин, то есть оправданий, для нелюбви и презрения было предостаточно: слишком богата, слишком свободно проявляет свою сексуальность, дилетантка в мире художников и литераторов. Какой питательной почвой для ненависти служил бытовой антисемитизм, нечего и говорить».

Революция в искусстве: от частного к публичному

Дилетанткой Пегги называют так же часто, как и той, которая добилась столь многого только благодаря богатству. И хотя она даже не получила высшего образования, новичком в мире искусства себя не чувствовала. Еще с детства она посещала выставки вместе с отцом и учительницей, знала названия картин и их авторов, могла выступить с докладом о самых популярных. Но главное — она их видела и чувствовала. Галереи для нее — не просто комнаты с рисунками на стенах. Это пространство, куда она переносилась в своих мыслях, которые открывали новый мир, новую частичку ее. Это место для ощущений, а значит, идеальное для человека-страсти, такого, как Пегги.

5-«Пеґґі»-міф-і-реальність-у-книзі-про-найсміливішу-колекціонерку

В юности она работала в авангардном книжном магазине Sunwise Turn, где общалась с художественной элитой, а затем принимала активное участие в бурной жизни парижской богемы. Дружила с Джеймсом Джойсом, автором «Улисса», вышла замуж за Лоуренса Уэйли, бедного художника, которого обеспечивала. Окруженная богемным миром, Пегги завела много полезных знакомств, получила знания, развила идеи, которые впоследствии воплотились в галереях, а теперь — в музее. Еще при жизни она говорила, что искусство не должно прятаться в частных дворцах богачей. Сегодня коллекцию Пегги Гуггенхайм может посмотреть каждый в Венеции, в ее бывшем доме.

Интересно по теме: Роман, опередивший время: почему «Комната Джованни» важна сегодня

Другой взгляд на легенду

Пегги всегда знала, что она особенная. Возможно, она была единственной среди богемы, кто не любил шумных тусовок и частых вечеринок. Именно поэтому в книге мало бурной творческой жизни. Ребекка Годфри и Лесли Джеймисон стремились показать другую сторону: внутренний мир, рост и философию, отношения с мамой, сестрой и мужем, переживания по поводу материнства и стремление к свободе.

6-«Пеґґі»-міф-і-реальність-у-книзі-про-найсміливішу-колекціонерку

Пегги — необычная героиня и сложный человек. Но у нее была цель, она знала, куда движется и чего хочет достичь, имела видение и верила, что оно стоит того, чтобы им делиться. Пегги могла разглядеть красоту во всем. Как и настоящий потенциал — в творце или художнике. Она показала, как ее ценности отличались от большинства людей из тогдашнего высшего класса, и куда они могут привести.

В книге — голос женщины, которую учили, что самое страшное — когда ее заметили. Женщины, которая в очках-бабочках плывет на гондоле по Гранд-каналу. Той, чей свет всегда затмевали многочисленные мужчины. Той, которая осталась в истории как самая смелая коллекционерка.

2 Сохрани статью

Делись - оценивай - комментируй

Комментарии пока отсутствуют

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *


Период проверки reCAPTCHA истек. Пожалуйста, перезагрузите страницу.

Ещё в Разделе