Родители хотят, чтобы их дети выросли самостоятельными, но часто допускают ошибки в воспитании, которые пресекают самостоятельность. Какие ошибки, как их не допустить и помочь ребенку стать самостоятельным? Узнаем вместе с Ева блог.
Самостоятельность ребенка — это комплексное понятие, которое включает аспекты:
самоообслуживание (способность есть, одеваться, завязывать шнурки, чистить зубы без помощи взрослого),
навык занять себя,
уверенность в собственных силах,
инициативность (умение действовать не по просьбе или принуждению взрослого, а по собственному побуждению),
ответственность (готовность выполнять обещания, понимание вероятных последствий поступков),
способность принимать решения, ставить цели и достигать их.
Ошибки в воспитании, которые приводят к несамостоятельности
Самостоятельность начинает формироваться в возрасте полутора-двух лет, когда маленький человек начинает познавать окружающий мир. Задача родителей — поощрять развитие самостоятельности.
Следует избегать типичных ошибок:
Делать все самим. Ребенок привыкает к тому, что за него все решат и сделают. Это происходит из-за гиперопеки или убеждения, что сделать самому легче и быстрее, чем научить детей самостоятельности.
Растить ребенка «под диктовку», говоря, что и как делать, контролируя каждый шаг. Ребенок в таком случае будет исполнительным, но не ициативным.
Строить завышенные ожидания. Если поощрять исключительно успехи (например, научился читать), игнорируя промежуточные достижения (запомнил разные буквы, освоил чтение по слогам), нет ощущения значимости маленьких шагов, самооценка и мотивация ребенка снижаются, самостоятельность не развивается.
Не оставить ребенку свободного времени, распределив его между учебой и другими занятиями. Самостоятельность означает в том числе умение себя занять и развлечь, для этого нужны условия.
Не принимать вкусы и интересы ребенка. Их подавление станет причинами конфликтов, а, если ребенок не может отстоять себя, он перестает ощущать контроль над своей жизнью.
Спасать в последний момент. Ребенок дотянул до последнего с выполнением задания, а мама пришла на помощь и все решила? И лишила его возможности столкнуться с последствиями неорганизованности и лени, а, значит, и стремления проявлять самостоятельность в будущем.
Демонстративно переделывать что-то за ребенком, стыдить или язвительно комментировать то, что не удалось.
Проявление детской самостоятельности в разном возрасте
Когда малыш замечает, что часть потребностей может удовлетворить без родителя, он попробует выбраться из кровати, взять игрушку, попить из стакана. И, возможно, столкнется с запретами: не трожь, поставь, отойди… Постоянные запреты и контроль подавляют детское любопытство и стремление активно познавать мир, а, значит, и инициативу что-то делать самому. Чтобы не допустить этого, важно замечать и поддерживать проявления самостоятельности, мотивировать к этому. Как развивается самостоятельность в разном возрасте?
1-3 года. Малыш начинает ходить и обучаться самообслуживанию: держать ложку, есть, пить, умываться, одеваться, пользоваться туалетом. Чтобы приучить его к этому, поощряй стремление освоить новые навыки, которые развивают самостоятельность.
3-5 лет. Ребенок начинает чувствовать себя отдельным человеком, исследует границы допустимого в отношениях, проверяет, что можно, а что нельзя, стремится к большей самостоятельности, хочет все сделать по-своему. К пяти годам ребенок может:
собирать игрушки после игры, складывать вещи в шкаф,
выполнять несложные действия во время приготовлении еды (добавить в тесто муку, перемешать овощи в салате), убирать посуду со стола,
убрать за домашним питомцем, покормить его или налить воды в поилку.
5-7 лет. Ребенок много всего умеет сам, но самостоятельность еще развивается, есть потребность в контроле и напоминаниях. «Ты налил воду собаке? Не забудь собрать игрушки, когда уйдут гости».
7-12 лет. Период обучения в школе укрепляет самостоятельность. Ребенок обучается планировать свое время, следить за состоянием своих вещей, тетрадей и учебников, выполнять разные задания. К подростковому возрасту ребенок может:
самостоятельно выполнять домашнее задание,
следить за состоянием школьной формы и обуви, вовремя и без напоминания складывать вещи в стирку,
выполнять свои домашние обязанности (например, уборка своей комнаты, вынос мусора, несложные покупки в супермаркете),
ухаживать за домашним животным без напоминаний.
К моменту, как ребенок станет подростком, его самостоятельность и в учебе, и в самообслуживании не нуждается в контроле и напоминаниях со стороны взрослых.
Одна из причин пассивности и отсутствия инициативности детей — воспитанная взрослыми привычка «слушаться». Вместо превращения ребенка в исполнителя чужой воли научи его самостоятельности. Твои семь помощников:
Возможность проявлять самостоятельность. Малыш бросил игрушку? Не поднимай, предложи это ему. Тянется за ложкой и хочет есть кашу сам? Покажи, как это делать, похвали за старания. Принимай во внимание возраст ребенка, и по мере освоения новых навыков шаг за шагом усложняй задачи.
Поддержка инициативы. Хочет помочь с готовкой? Поручи что-то, с чем он справится, похвали. Хочет вымыть чашку? Поставь возле раковины стульчик и помоги настроить теплую воду. С каждым маленьким действием самостоятельность малыша растет.
Режим дня. Понятный распорядок дает предсказуемость, а, значит, ощущение безопасности, становится ребенку опорой и помогает развитию самостоятельности. Он знает, когда играет, когда ест, спит, выходит на прогулку, когда убирает и т.д. Убедись, что у школьника час-два в день не заняты ничем — это время для свободной игры и дел, которые интересны самому ребенку.
Выбор. Предлагай выбор: какую футболку надеть в детсад? Какую книгу читаем перед сном? Так ребенок будет учиться принимать решения, знать, что к ним прислушиваются, укрепляя самостоятельность.
Домашние обязанности. Двухлетние дети способны принести приборы к столу, трехлетки — полить фиалки, убрать свои игрушки (поначалу можно вместе). Важно хвалить ребенка и за старания, и за успешное выполнение задачи, это лучшее удобрение для растущей самостоятельности.
Хобби. Попробуйте разные занятия и остановитесь на том, которое интересно ребенку. Самостоятельности означает в том числе умение прислушиваться к себе, замечать и поддерживать свой интерес, прикладывать усилия, чтобы что-то получилось. Хобби «по любви» — отличная практика для развития самостоятельности.
Карманные деньги. Когда ребенок начинает понимать, каким образом в семье появляются продукты, игрушки, одежда, что означает «работа» и для чего нужны деньги, можно выделить ему карманные деньги. Укреплять самостоятельность могут быть совсем небольшие суммы, важнее, чтобы ребенок мог ими распоряжаться по своему усмотрению. Помогай разбираться с тратами и прогнозировать результат того или иного выбора, но не настаивай на своем.
Воспитание самостоятельности ребенка требует от родителей внимания (замечать ее проявления), терпения (обучать новым навыкам и повторять одно и то же) и способности искренне похвалить. Хвалить и поощрять нужно в любом случае, даже если ребенок еще не сделал все «как нужно» — чувствуя поддержку, он будет стараться, пробовать еще. Акцентируй внимание не на личности ребенка («Какой ты молодец! Как взрослый!»), а на действиях («Как аккуратно у тебя получилось застелить постель!», «Как быстро ты оделась на прогулку!»). Слушай ребенка, помогай ему рассуждать и принимать решения. Из позиции гиперопекающего взрослого самостоятельность в детях не воспитать, а из роли наставника и друга точно получится.
Комментарии пока отсутствуют