Прелесть украинской литературы — в поисках нового в близком и известном, в перепрочтении и переоткрытии. Читать украинскую классику — это путешествовать длинными путями, уже исследованными (но еще не во всем изведанными), идти тропой в уютной тени интерпретаций или делать первые шаги к малоисследованным или обделенным вниманием текстам. Такое путешествие — о серии украинской классики, которую творили женщины, — «Жінки пишуть». Куратор серии, литературовед Анастасия Евдокимова, чутко и внимательно подобрала тексты, которых не хватало в школьной программе и на лекциях филфаков. Так мы слышим многоголосие — громкое, гармоничное, готовое к диалогу с современностью.

📚📚📚
Зафиксировать мгновения счастья, мечты, недостижимые желания, упущенные возможности или очертить надежды — кажется, основной замысел сборника. Но, как и в «Містянках», первом томе серии, проблематика не исчерпывается названием. Десять авторов — Любовь Яновская, Людмила Старицкая-Черняховская, Анна Барвинок, Надежда Кибальчич, Григоренко, Мария Колцуняк, Христя Алчевская, Евгения Бохенская, Одарка Романова и Леся Украинка, — пишут о счастье, делают больше: пристальным глазом они смотрят на свою эпоху и записывают ее симптомы и прелести.

Интересно по теме: Город как пространство изменений
Когда мы читаем произведения из сборника (идет ли речь о драме «Человеческое счастье» Любови Яновской, или о рассказе «Метелик» Христи Алчевской или «Акула» Одарки Романовой), думаем, что авторы больше работают не с темой счастья, а наоборот — с вопросом несчастья. Это ощущение можно описать словами Александра Олеся: «з журбою радість обнялась». Счастье женщины — между этими контрастами и одновременно в них. Не в балансе или гармонии (кажется, эти состояния почти недостижимы для героинь «Щастя»), а в движении к ним, в импульсе, в направлении.

Интересно по теме: Множество причин для счастья быть женщиной
В таких перепадах тональностей, между игрой теней и света — вся жизнь: от рождения и до смерти, от нежных чувств до поисков идеала. Даже что-то такое кайдашевское, как в рассказе Григоренко «Ніяк не вмре», — это о дорожке к счастью. Но эта дорожка извилистая, и кто знает, не будет ли в конце тропинки обрыва.

Интересно по теме: От домохозяйки до лидера: как литература формирует представление о роли женщины в обществе
Счастье и несчастье — аверс и реверс. Это всегда история двойничества и противоречий, порой абсурдов. О природе счастья писали украинские авторы еще во времена барокко, о счастье размышлял и Григорий Сковорода. И это — за два-три века до наших классиков из сборника. О счастье рефлексируем и мы — через сто лет после первых публикаций рассказов «Засуджені» Надежды Кибальчич и «Лихо не без добра» Анны Барвинок. Ставим ли мы другие вопросы? Изменились ли мы сами за это время? Этот сборник — попытка не только и не столько рассказать о том, что было столетие назад, сколько начать диалог о нас сегодняшних. К этому уверенно и чутко направляет и предисловие, написанное литературным редактором серии и литературоведом Ольгой Петренко-Цеуновой. Подобранные ею слова, пазлы контекстов — это именно то, что приглашает размышлять о судьбах и обстоятельствах, порывах и желаниях тогда, когда последняя страница перевернута, а каждое произведение испещрено примечаниями и подчеркиваниями.

Интересно по теме: Меняя мир: Пять смелых женщин, чьи истории вдохновляют
В конце концов, проходят ли годы, или идут десятилетия, а мы ищем сказания, ищем счастье как сказку или счастье как реальность. Счастье — это вековечный рассказ о далеком и утраченном, добытом и недостижимом? — могли бы спросить мы, дочитывая последнее произведение сборника — легенду «Щастя» Леси Украинки. Счастье, убеждают наши названые сестры десятилетия назад, — это то, что мы творим, это мы, какими мы становимся. Это мы сегодняшние, которые читаем наших прабабушек и матерей, это мы, которые продолжаем их традицию.
Виктория Беркут,
выпускающий редактор серии, литературовед






















Комментарии пока отсутствуют