Как «Містянки» ищут себя в урбанистической среде, меняют его и меняются сами.
В украинской литературе обращаться к теме города — это вспоминать тексты Сергея Жадана, Виктора Петрова-Домонтовича, Валерьяна Пидмогильного, Панаса Мирного и Ивана Нечуя-Левицкого. А еще — барочные «Путешествия» Василия Григоровича-Барского, правда, его города и места — это территория Востока. Мы сразу думаем о написанных мужчинами историях о городе и истории города, но женщины — писали ли они урбанистически?
Серия «Жінки пишуть» от издательства #книголав, курируемая литературоведом и главным редактором медиа «Сенсор» Анастасией Евдокимовой, призвана подсветить как малоизвестных авторов рубежа XIX-XX веков, так и малоизвестные тексты, которые после первых публикаций не переиздавались совсем или же выходили давно и сейчас недоступны широкому читателю. Почему эта серия нужна? Так мы узнаем, какими украинские женщины видели себя в городах и каким был город в их глазах.
Интересно по теме: От домохозяйки до лидера: как литература формирует представление о роли женщины в обществе
Город — это враждебное или благосклонное к женщине пространство? Это место возможностей, чтобы выйти и из привычной парадигмы, и — буквально — из своего дома. Что доступно женщине за пределами дома? Рынок и церковь, театр и филармония. Последние два — если женщина эта живет в большом городе или прибывает в него. Так происходит с героиней повести «Городянка» Любови Яновской, которая, покидая село, уже меняется, а будучи в городе, приобретает новое понимание себя.
Героини и герои драмы «Крила» Людмилы Старицкой-Черняховской решают: а что для них важно — дом и возможность быть с ребенком или потребность творческой реализации? Каждая из персонажей выбирает собственный путь, что было бы фактически невозможным в более ранней «сельской» прозе, ведь ограниченность пространства — это еще и ограниченность выбора.
Интересно по теме: Унесенные ветром: Скарлетт О’Хара как символ женской независимости
Но не просто город «перекраивает» мысли и стремления женщин: они влияют на город и горожан/ок своими действиями. Например, в рисунке «Льотерея-алегрі» Наталки Полтавки пани Калина одним своим решением и одной прихотью может и вознаградить-осчастливить девушку, и сделать ее несчастной. Как это влияет на город? Появляются женщины, которые могут вершить не только собственную, но и судьбы других, и в сборнике «Містянки» мы несколько раз убеждаемся в этом: один разговор из эскиза «Візит» Валерии О’Коннор-Вилинской — и прошлая и будущая жизнь двух безвозвратно меняется. И, конечно, авторы расставляют маркеры времени, например, в рассказе «На бальконі» Натальи Романович-Ткаченко — это революция 1905-1907 годов и как Киев ее переживает.
Интересно по теме: Как выработать привычку читать больше книг
Что значит город для женщины модерного времени? Они еще не настолько деятельны и эмансипированы, чтобы максимально включаться в процессы изменения, но этих женщин затрагивают события, которые происходят в то время в Киеве. В конце концов это формирует мышление героинь, и женщины уже воспринимают себя в городе, становятся его частью. Что приобретает женщина, будучи в городе и пишущи о нем? Опыт, ранее доступный только мужчинам. Что приобретает город, когда его наполняют субъектные женщины? Становится пространством и возможностью преобразований для всех.
Виктория Беркут,
выпускающий редактор серии, литературовед
Имя пользователя: | |
---|---|
Номер карты лояльности: | |
Бонусов на счету: | |
Кэшбек-бонусов на счету: |
Комментарии пока отсутствуют