Речь — это способность человека общаться с помощью специальных знаков: слов, букв, звуков, интонаций и других элементов языка — мимики и жестикуляции. Речь является важнейшим аспектом интеллектуальной деятельности и формой общения людей.
У вас родился ребенок: вы очень рады ее первой улыбке и шагам, но никак не дождетесь первого слова. Тревога и переживания из-за задержания речи малыша знакомы большинству родителей. В качестве средства коммуникации ребенок начинает использовать речь примерно в возрасте одного года. К этому времени малыш уже осваивает несколько этапов речевого развития.
Постепенно ребенок с помощью крика учится не только привлекать к себе внимание окружающих, но и общаться. Ребенок быстро понимает, что ее крик имеет определенное воздействие на родителей. Примерно до 3 месяцев (а некоторые дети — значительно раньше) они уже умеют менять интонацию крика, силу голоса и делать паузы во время плача. Внимательная мама знает и понимает интонации детского крика, который сообщает ей о недовольстве, боль, печаль, гнев или голод. В это же время ребенок уже начинает руководить мимическими движениями. Мимические проявления и выражение лица младенца отображает его эмоциональное состояние. Задержка в появлении мимических реакций, а также интонированной плачу должна стать первым поводом для беспокойства и обращения к квалифицированному логопеду.
В последующие два месяца за счет тренировки и развития перечисленных навыков ребенок овладевает произношением гласных звуков: А, И, У, а также некоторых согласных: Г, К, Х. На смену крика приходит гуление. Во время гуления малыш учится управлению органами артикуляции, копирует речевые интонации взрослых, их мимические движения, то есть пытается подражать простые речевые образцы. Отсутствие подражания мимики, интонации и речевых звуков взрослых также является поводом к консультации со специалистом.
В период от 6 до 8 месяцев малыш впервые пытается влиять на поведение взрослых с помощью речевых звуков, интонаций и громкости. В это время ребенок начинает проговаривать серии одинаковых слогов: ба-ба-ба, ма-ма-ма, дя-дя-дя. Такие проявления речевой активности называются лепетом. Первые речевые упражнения ребенка достаточно однообразны, но постепенно «репертуар» и интонации расширяются. В это время особенно важно поддерживать речевую инициативу ребенка, отвечать на ее языке, вступать с ней в звуковую перекличку.
Развитие органов речевого аппарата происходит также и во время приема пищи. В этом возрасте ребенок уже умеет произвольно открывать и закрывать рот, крепко сжимать губы, выпускать пищу изо рта, плевать ее, глотать полужидкую и жидкую пищу, снимать ее с ложки губами. Иногда бывает так, что появление этих навыков у ребенка задерживается. Активизировать их развитие можно путем специальных занятий, рекомендованных логопедом.
Ребенок начинает активно использовать жесты и речевые звуки для сообщения взрослых о своих желаниях, эмоции и потребности. В это время ребенок обозначает звуком или набором звуков определенные часто повторяющиеся события или объекты: бах, ма, да, кос и тому подобное. Движения органов речи становятся произвольными и последовательными. За счет этого малыш уже умеет самостоятельно откусывать кусочки, жевать мягкую пищу, а в зависимости от структуры продукта младенец начинает использовать лучшие для его измельчения артикуляционные движения.
В это время ребенок уже хорошо ест с ложки, хорошо жует, пьет небольшое количество жидкости из чашки. Также в это время происходит овладение и понимание речи взрослых — ребенок делает поисковые движения при слове: где; выполняет определенные движения при слове: ладушки и тому подобное. Подражания простых речевых образцов приводит к обозначение определенными словами предметов, ситуаций, сопровождение речевыми звуками действий. Чаще всего для этого дети проговаривают двусложные слова, состоящие из двух одинаковых слогов: мама, папа, баба, ляля и тому подобное.
Отсутствие умения общаться со взрослыми с помощью отдельных звуков речи, мимики и жестов может свидетельствовать о задержке речевого развития ребенка. В таком случае, как и при слабом лепетом, низкой голосовой и мимической активности, сложностях в формировании навыков приема пищи, глотания, жевания, нужно немедленно обращаться за помощью к педиатру или логопеда. Надеемся, что наш рассказ поможет вам лучше понимать процессы речевого развития вашего младенца и лучше с ним общаться.
Имя пользователя: | |
---|---|
Номер карты лояльности: | |
Бонусов на счету: | |
Кэшбек-бонусов на счету: |
Комментарии пока отсутствуют