Ты замечала, какая интересная жизнь у других людей? Они танцуют на музыкальных фестивалях, смотрят премьеры фильмов, учатся чему-то новому, ходят на ланчи с друзьями, катаются на велосипедах и читают литературные новинки, транслируя это между делом в социальные сети. Как они все успевают и, главное, почему твоя жизнь не такая яркая и насыщенная? Познакомься… с FOMO.
Термин «FOMO» добавлен в Оксфордский словарь в 2013 году, хотя появление самого эффект связывают с появлением социальных сетей. Fear of missing out, или FOMO — это синдром упущенной выгоды, беспокойство, что самое захватывающее происходит где-то в другом месте, но не с тобой.
Из социальных сетей мы узнаем, кто родился, кому сделали предложение, кто где провел отпуск, что ел на ужин и какую книгу читает. Ежечасно мы получаем ворох разнородной информации, поэтому так некомфортно быть вне связи — возникает ощущение, будто мы пропускаем нечто важное. Ирония в том, что мы пропускаем «нечто важное» не в своей жизни, а в жизни других людей, причем ту часть, которую они фильтруют. Отказ от социальных сетей только усугубит ощущение FOMO — как раз потому что мы вообще не узнаем, чем заняты другие.
Возможно, фомо знаком тебе с детства. Вспомни: к родителям пришли друзья, все усаживаются за стол, открывают вино, накладывают салаты, и мама вот-вот принесет пюре… Потом взрослые затевают свои разговоры, отправляя детей играть в другую комнату. Казалось, самое интересное происходит там, за дверью! А, став взрослой, ты могла ощущать:
Исследований FOMO практически нет, но психологи полагают, что у этого синдрома три ключевые причины:
1. Существующие в жизни ограничения. Реальность такова, что посмотреть все интересные фильмы, посетить все вечеринки, прочесть все книги, познакомиться со всеми потрясающими людьми невозможно. Принять это порой непросто, особенно когда наблюдаешь активную жизнь других. Появляется иллюзия: раз люди из инстаграма столько успевают, то я тоже могу. Но вместо всемогущества ты попадаешь в ловушку FOMO.
2. Привычка к сравнению. Психологи выяснили, что сожаление возникает в момент сравнения реальности с тем, что могло бы быть, что существует лишь в воображении. Насмотревшись чужих публикаций, волей-неволей сравниваешь свою жизнь с чужой. Могут объявиться нереализованные желания, и FOMO снова тут как тут.
3. Одиночество. Если человеку не хватает общения и доверительных отношений, фокус его внимания будет направлен на тех, чья социальная жизнь более насыщенная.
4. Отсутствие ощущения самоценности. Ощущать себя тем, кто не интересен другим, мучительно. Люди преодолевают это чувство через карьерный рост, участие в разных активностях и их демонстрации. Каждый лайк, каждый восхищенный комментарий срабатывает как положительное подкрепление, и побуждает людей искать больше увлечений, преодолений, путешествий.
5. Отказ от своих потребностей и низкая удовлетворенность жизнью. Исследование FOMO, проведенное в 2013 году психологами Эссекского университета, выявило закономерность: люди, испытывающие меньшую удовлетворенность жизнью и чувствующие, что многие их потребности не реализованы, чаще испытывают страх упустить что-то важное.
Важно понять: социальные сети — не причина, а катализатор возникновения беспокойства, связанного с FOMO. Что же делать, если не хочется жить в постоянной тревоге из-за социальных сетей?
Прежде всего, важно напоминать себе, что чужая жизнь на наших экранах выглядит однобоко. Люди склонны делиться яркими впечатлениями, моментами, которые хочется запомнить, а за кадром остаются быт, проблемы и переживания. Если ты листаешь ленту и ощущаешь FOMO при виде чужой счастливой и успешной жизни, вспомни о том, что это лишь часть картинки.
Для читательниц EVA блог я собрала приемы для борьбы с FOMO:
FOMO или отравит жизнь, или станет помощником. Отслеживая и анализируя его, ты будешь внимательнее относиться к себе, своим целям и возможностям. Осознание нехватки чего-то значимого, своих чувств и потребностей подтолкнет к размышлениям, какой ты хочешь видеть свою жизнь, и поможет построить ее именно такой.
Тебе могут быть интересны статьи на подобную тему:
Имя пользователя: | |
---|---|
Номер карты лояльности: | |
Бонусов на счету: | |
Кэшбек-бонусов на счету: |
Комментарии пока отсутствуют