Информационная гигиена в современных условиях: почему не стоит слепо нажимать на репост?

Количество ежедневно потребляемой информации постоянно растет. Неудивительно, что все чаще возникает чувство усталости и бессилия от ее избытка. А вот ответственность за правдивость информации, которой делимся, к сожалению, не слишком высока. Репосты эмоциональных сообщений, суперсрочная информация от ОБС («одна бабка сказала»), новости не первой свежести. Отсутствие информационной гигиены становится прекрасной средой для распространения фейков. Поэтому предлагаем поговорить о том, какие угрозы несет слепое нажатие на репост и почему не стоит этого делать.

1. Проверяй ссылку на автора

За последние недели каждый наверняка увидел множество репостов и «срочных сообщений», в которых якобы делились полезной, достоверной информацией. Однако значительная часть из них имела нюанс – отсутствие активной ссылки на автора. В лучшем случае – «брат соседки друга, работающего на не последнего человека в городе». Но в большинстве – вырванный из контекста месседж, без попытки проверить его.

Важное правило современной информационной гигиены: ищи первоисточник! Сообщение без авторства – легкий способ распространить фейк и ложную информацию. Уточни ссылку на профиль того, кто опубликовал сообщение. Посмотри, что это за человек: есть ли более ранние публикации, последовательны ли они. Можно промониторить имя автора в поисковых системах и соцсетях.

Запомни: прежде чем поделиться сообщением, ты должна самостоятельно проверить, кто его автор. Нажав кнопку репоста и не добавив хотя бы комментарий, где увидела и что ты не автор, автоматически берешь на себя ответственность за достоверность информации.

2. Сверяй дату создания сообщения

Еще одна точка контроля, которую большинство игнорирует. Благодаря этому некоторые фейки живут не просто годами, а десятилетиями. Перед тем, как решить, доверять или не доверять информации и стоит ли ей делиться, узнай, когда сообщение было создано. Вполне возможно, что за время, пока информация шла к тебе, она потеряла актуальность (например, если речь идет о необходимости срочной помощи). Или же цитата вырвана из контекста, и касается она совсем другого времени, события и людей, чем тебя пытаются убедить. Люди могут менять мнение, на это могут влиять внешние события, информация может устареть. Если не знаешь даты, рискуешь опять же стать соучастником распространения фейка.

 

3. Не следуй за эмоциями слепо

Сообщениями, которые созвучны с собственными эмоциями и мыслями, хочется делиться. Особенно, если они пронизаны не спокойными чувствами, а полны пламенного гнева, злобы, отчаяния. Искать автора, уточнять дату, проверять детали – все это холодные действия разума, плохо ладящие с горячими чувствами. А вот отреагировать «Я так и знала», «Надо всем рассказать» – легко.

Но не спеши этого делать. Возьми хотя бы короткую паузу на подумать и включить критическое мышление.

 

4. Воспринимай информацию критически

Кому выгодно, чтобы я это прочла, этим поделилась? На какой эффект рассчитывает автор? Не пытается ли он специально представить факты в нужном ему свете? Прежде чем нажать репост, не поленись зайти проверить факты. Есть ли такая улица? Что именно изображено на фото, есть ли кадры с другого ракурса?

Конечно, не слишком приятно чувствовать себя параноиком, который всюду видит желание обмануть. Но, к сожалению, слишком большой процент людей не несет ответственности за распространяемую информацию. И, что еще хуже, это часто происходит бессознательно, из лучших побуждений.

 

5. Рассматривай тему с разных сторон

Однобокая информация – еще один источник фейков. Сложно увидеть разногласия и логические нестыковки, если фокусируешься только на одном ракурсе. А вот если подходить к разностороннему восприятию информации, легче выявить попытку ввести в заблуждение.

Очень соблазнительно мониторить только точку зрения, которая совпадает с твоей. Но стоит время от времени наблюдать, что там у оппонентов происходит.

 

6. Следи, какую информацию открываешь о себе

Не стоит облегчать жизнь тем, кто хочет взломать твой аккаунт или узнать о тебе информацию. Пусть стараются, прилагают усилия, тратят дополнительное время и нервы. Помни, что все, что ты пишешь о себе в соцсетях, могут использовать против тебя. Вот коротенький список действий, которые сделают менее соблазнительной жертвой взлома:

  • настрой двойную авторизацию;
  • используй разные пароли, с символами, цифрами и прописными буквами;
  • не используй номер, которым публично пользуешься, в качестве финансового;
  • не добавляй в контакты незнакомцев;
  • скрой в мессенджерах телефон от не контактов;
  • не переходи по ссылкам, о которых не спрашивала, даже если их присылает знакомый.

 

7. Делай паузы

Мозг не может воспринимать информацию постоянно. Ему нужны паузы, чтобы обработать данные, выделить главное и сделать выводы. Если же непрерывно забрасывать в свою оперативную память срочные новости и сенсационные заявления, нервная система станет защищаться и воспринимать все как белый шум.

Повторяющуюся информацию мы с большей вероятностью воспримем как правдивую. Особенно если она касается темы, на которую реагируешь эмоционально, но не знаешь в подробностях. Следует целенаправленно делать паузы и отдыхать от потребления контента. Дай время вернуть контроль над эмоциями, включить логику и критически проанализировать информацию.

 

В финале вот такой чек-лист вопросов перед тем, как нажать на кнопку репоста:

  1. Кто автор сообщения? Считаю ли я, что ему можно доверять?
  2. Когда написано сообщение? Оно до сих пор актуально?
  3. Какие эмоции подталкивают поделиться? Не затуманивают ли они логику?
  4. Уверена ли я, что это сообщение правдиво?
  5. Готова ли я нести ответственность, если сообщение фейковое и из-за него кто-нибудь пострадает?

Да, следуя этим рекомендациям, ты не сможешь первой перепостить информацию. Но это тебе и не нужно. Ведь лучше позже запостить действительно полезную информацию, чем быть в рядах тех, кто первым тиражирует фейк.

24 марта / 2022 Колонка редактора

Комментарии пока отсутствуют

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *