Чтение — это основа учебного процесса, и невозможно успешно окончить школу, не имея этого навыка. Впрочем, в последнее время значительно чаще встречаются такие дети, которые, уже будучи первоклассниками, все еще не могут подружиться с буквами. Если ваш воспитанник все еще не освоил чтение, путается в буквах, особенно когда они объединены в слово, и не способен пересказать то, что только что было им прочитано с таким трудом, не торопитесь называть его невеждой или лентяем. Может случиться такое, что все его ошибки спровоцированы досадной болезнью, на предмет которой сегодня ведется так много дискуссий, а именно — дислексией.

Дислексия: что собой представляет и как проявляется
Дислексия относится к относительно недавним «заболеваниям», которое лишь в 2015 году было официально названо и описано специалистами. Так, дислексией называют специфическую невозможность обучаться, имеющую нейрологическую природу. Ее основные характеристики: ребенок испытывает трудности и не может точно распознать слово при беглом чтении, у него снижена способность к чтению и написанию слов.
К настоящему моменту эксперты выделили пять видов дислексии:
- Фонематическая. Данные нарушения чаще наблюдаются у малышей дошкольного возраста. Карапузы не могут точно распознать похожие звуки: твердые путают с мягкими, гласные нередко звучат для них идентично звонким, а шипящие — свистящим. Читают такие детки по буквам, причем, при попытке прочесть слово они меняют некоторые литеры местами либо же вовсе опускают их.
- Оптическая. Все литеры составлены из черточек, кружков, завитков и палочек. Дети с оптической дислексией не могут толком различит буквы, которые схожи друг с другом при написании: округлые В и С, имеющие в основании одну палочку Т и Г, две палочки Н и П и т.д.
- Семантическая (или механическое чтение). Затруднений непосредственно в процессе прочтения слов карапуз не имеет, а вот осознать только что прочитанное он не способен. Его мозг воспринимает каждое слово как самостоятельную отдельную единицу, и объединить их в полноценное предложение малышу не удается.
- Мнестическая. У малыша не получается запомнить соответствие между буквами и звуками (к примеру, что Т — это именно Т), а потому и читать правильно не удается.
- Аграмматическая. Ребенок не может освоить согласование слов в падежах, не способен правильно использовать род или число (например, зеленый трава, кошка убежал и т.д.).

Основные причины, провоцирующие заболевание
Эксперты подчеркивают, что дислексия вовсе не относится к серьезным недугам, а является своеобразной особенностью того, как сформированы, развиваются и работают структуры мозга. Есть предположение, что такие расстройства образуются еще с момента появления малыша на свет и могут быть вызваны:
- недостаточным количеством кислорода при рождении;
- повреждением шейного отдела позвоночника;
- нарушениями, спровоцированными генетикой;
- тяжелыми заболеваниями, которые перенес малыш (гриппозные инфекции, коклюш, серьезные простуды и пр.)
Нужно помнить, что все эти факторы не обязательно вызывают дислексию. Они лишь повышают риск ее возникновения у крохи.

Как распознать дислексию у малыша
Современные мамы и папы более осведомлены в медицине, нежели предыдущие поколения. Их страхи насчет появления дислексии у своего чада, которому не очень дается чтение, чаще всего безосновательны. Практика показывает, что это заболевание проявляется гораздо реже, нежели о нем ведутся разговоры. Не торопитесь делать выводы, едва заподозрив у своего воспитанника дислексию. Оказывается, данное состояние имеет внушительное число особенностей, изучив которые, специалист опровергнет диагноз «дислексия».
- В первую очередь, важно осознать, что дислексия — это не психическое заболевание, и у детей, которым поставлен данный диагноз, нет проблем с интеллектуальным развитием.
- Возникают трудности с правильным прочтением или написанием слов.
- Нарушено зрение: кроха постоянно трет глаза, прикрывает один глаза или даже косит, когда пытается прочесть текст.
- После того, как ребенок что-либо читал, у него болит голова, ощущается усталость.
- Трудности возникают не только в процессе чтения, но и при попытках распознать и запомнить геометрические фигуры.
- Ребенок не ориентируется, где левая сторона, а где — правая.
- Имеет место нарушение координации движений, малыш часто ведет себя неуклюже.
- Могут возникать реакции со стороны нервной системы: повышенная раздражительность, эмоциональность, импульсивность.
- Малыш имеет заостренный эстетический вкус.
- Желает справедливости во всем.
- У малыша часто меняется настроение.
- Он чувствует себя неуверенно, рассеянный, боится сделать ошибку.
- Проявляются трудности с памятью и вниманием, малыш с трудом концентрируется на определенном задании, поэтому быстро теряет к нему интерес.

Когда нужна помощь специалиста
Малыш, только начинающий осваивать азы чтения, естественно, может ошибаться, и бить тревогу при этом не следует. Он может путаться в некоторых буквах, звуках, плохо соединять склады — и это будет абсолютно нормально при условии отсутствия других расстройств (к примеру, фонетического слуха или речи). По утверждениям экспертов, не стоит особенно волноваться, если еще не прошло первое полугодие учебы в 1-ом классе. В данном случае трудности с чтением могут объясняться банальной спецификой мозговой деятельности и нервной системы, и зачастую такие проблемы не имеют ничего общего с дислексией.
Тем не менее, если специалисты акцентируют внимание на задержке развития речи или нарушенной работе фонетического слуха, необходимо сразу приступит к лечению. Кроме того, нужно следить за способностью дошкольника к ориентированию в пространстве. Так, 5-6-летние малыши, которые к этому возрасту все еще не отличают право от лево, попадают в группу повышенного риска детей, у которых может развиться дислексия в процессе учебы в школе.
Скорректировать речь и назначить лечение поможет логопед. Кроме того, обязательно обратитесь за консультацией к психоневрологу и дефектологу. Специалисты определят, к какому типу заболевания относится конкретно ваш случай, и назначат соответствующую терапию, а также подскажут, как сделать обучение максимально эффективным.
Дорогие родители! Не стоит воспринимать дислексию как страшный диагноз и приговор для вашего воспитанника. Наличие такого диагноза ничуть не помешало прославиться и развить свой талант многим известным людям, и, в определенном смысле, поспособствовало их становлению как ярких и сильных личностей. В конце концов, человек, страдающий дислексией, может выбрать профессию, не связанную с письмом или чтением, и добиться ошеломительного успеха. Огромное количество известных людей, такие как американский изобретатель Генри Форд, легендарный мультипликатор Уолт Дисней, гениальный физик Альберт Эйнштейн, красавица-актриса Мерлин Монро, знаменитый актер Киану Ривз и многие другие смогли построить прекрасную карьеру, и никто даже не подозревает, что они имели или имеют сложности с письмом и чтением.
Поэтому не переживайте слишком сильно, если ваш малыш еще не освоил этот навык, и не игнорируйте терапию, когда есть явные симптомы. Желаем вам и вашим малышам крепкого здоровья и успехов в жизни!

















Комментарии пока отсутствуют