Почему ребенок начинает воровать?
В вопросе причин детского воровства важную роль играет возраст и психологическое развитие ребенка, а именно то, способен ли он осознавать, что вещь принадлежит кому-то другому, и целенаправленно планировать ее присвоение.
Например, у детей 2-3 лет могут быть слабо развиты моральные нормы, которые ограничивали бы их импульсивное поведение. Такие дети могут взять без разрешения игрушки других детей или схватить что-то в магазине, не осознавая потенциальных последствий. Поэтому именно о краже в привычном нам понимании обычно идет речь, когда это касается детей несколько старшего возраста в ситуациях, когда они делают это намеренно. В таких случаях кража может выступать самым простым способом для получения желаемого: обладать какой-то вещью, соответствовать определенному статусу, иметь авторитет среди сверстников и т.д.

Иногда кражи могут быть связаны с невозможностью ребенка самостоятельно справиться с внутренним напряжением. Так, для детей, подвергающихся длительному стрессу, буллингу сверстников, насилию в семье, совершение кражи может стать ситуацией, где они чувствуют контроль, уверенность в себе, удовлетворение от того, что они смогли достичь цели. При этом они могут чувствовать, что справедливость восстанавливается, ведь здесь, в отличие от других ситуаций, они получают желаемое. Также кража может быть формой протеста или способом привлечь внимание родителей или других взрослых.
Стоит учитывать, что иногда кража может быть импульсивным поступком, связанным с трудностями в самоконтроле. Например, дети с СДВГ могут не удержаться в моменте и что-то украсть, хотя не имели такого намерения и чувствуют вину после содеянного. Некоторые психические расстройства, в частности обсессивно-компульсивное расстройство, могут проявляться частыми кражами или навязчивыми мыслями о них.
Интересно по теме: Что делать, если твой ребенок буллер?
Какой должна быть первая реакция родителей, если они застали ребенка за кражей?
Реакция родителей или других значимых взрослых может быть крайне важной, чтобы однократное событие не переросло в систематическое поведение. Если родители узнали о краже ребенка, не стоит:

- Выяснять отношения при посторонних, особенно при сверстниках.
- Отождествлять поступок ребенка с его личностью.
- Применять физическое насилие.
- Унижать или оскорблять.
- Игнорировать ситуацию.
По возможности следует сохранять спокойствие, не впадать в панику или отчаяние. Если взрослый чувствует, что сейчас может быть слишком резким и эмоциональным – целесообразно отложить разговор, но ни в коем случае не игнорировать событие.
Важно дать ребенку возможность объяснить ситуацию, выслушать его. Поговорив о последствиях таких действий и почему кража – это не хорошо и плохой способ получения желаемого. Будет целесообразно обсудить варианты восстановления справедливости – возврат украденной вещи владельцу, компенсация ущерба и т.д.
Интересно по теме: Как научить ребенка проигрывать? Комментарий психолога
Как понять, была ли кража просто одноразовым «экспериментом» или это уже серьезная проблема?
К сожалению, часто единственным подтверждением того, что кража разовая и больше не повторится, являются исключительно слова самого ребенка. Если мотивацией выступало исключительно любопытство, попытка «проверить себя, смогу ли», или же причиной было непонимание последствий в силу возраста, то с высокой долей вероятности после основательного разговора и объяснений взрослых кражи не повторятся.

Тревожным «звоночком» будет, если кроме кражи ребенок начал лгать в других аспектах, если произошли определенные изменения в поведении, такие как замкнутость, агрессивность, озлобленность. Также триггером является ситуация, когда у ребенка очень резко изменился круг общения или наоборот – ребенок перестал общаться со сверстниками в той степени, как это было раньше. Еще нехорошим знаком является ситуация, когда доказательства кражи очевидны, но ребенок демонстрирует равнодушную или дерзкую реакцию на это.
Интересно по теме: Слезы и боль малыша: конфликты в присутствии ребенка
Что делать, если ребенок не признает вину, хотя факт кражи очевиден?
Это довольно сложная ситуация, поскольку речь идет не только о краже, но и об отказе брать на себя ответственность, отрицании и сопротивлении. Что можно посоветовать родителям в таких ситуациях:

- не пытаться доказать свою правоту силой, угрозами, манипуляциями. Даже если родители уверены в факте кражи, а ребенок отрицает содеянное, не стоит пытаться любой ценой добиться признания поступка;
- опираться на факты. Не стоит начинать с обвинений, лучше обсуждать конкретно то, что произошло;
- разделять личность ребенка и его поступок. Не «ты – вор», а «ты совершил кражу». В первую очередь важно помнить для себя, что один плохой поступок не делает ребенка автоматически плохим;
- сосредоточиться на исправлении ситуации. Даже если ребенок пока не готов признать вину, можно привлечь его к восстановлению справедливости, не заставляя признаваться в содеянном.
Стоит заметить, что ребенок может не признавать вину в условиях «здесь и сейчас», поэтому не будет лишним через некоторое время вернуться к разговору о краже в спокойной атмосфере, без давления или угроз наказания. Ведь иногда дети отказываются признавать содеянное из-за страха «потерять лицо» перед сверстниками или страха родительского наказания.
Интересно по теме: «Бежевая мама»: новый тренд в воспитании детей. Стоит ли следовать ему?
Как правильно поговорить с ребенком о том, что произошло, чтобы он вас услышал?
Выше мы уже говорили о том, какой в идеале должна быть первая реакция родителей на новость, что ребенок совершил кражу, поэтому можем подытожить все в один алгоритм, который поможет построить разговор.

- Не переходить на крик, сохранять спокойствие.
- Сделать паузу, если эмоции берут верх.
- Дать возможность высказаться ребенку.
- Не прибегать к угрозам, унижениям, физическим наказаниям.
- Оценивать поступок, а не ребенка в целом.
- Объяснить последствия поступка доступным для ребенка языком.
- Поискать вместе выход из ситуации.
- Поддержать ребенка в стремлении больше не прибегать к таким действиям (Я верю, что в следующий раз ты сможешь поступить по-другому).
Важно, чтобы в семье взрослые имели общие взгляды на ситуацию, ведь когда один ругает за кражу, а другой оправдывает действия ребенка, не видя в них ничего плохого, это не только формирует разлад в семье, но и закладывает представление, что кража – это не всегда плохо.

Кроме этого, взрослые ни в коем случае не должны демонстрировать допустимость воровства на собственном поведении. Иногда целесообразны беседы со взрослыми, которые не являются родителями, но проводят определенное время с ребенком. Например, дедушка, который рвет цветы с чужой клумбы или ворует яблоки из соседского сада, привлекая к этому внуков, может нормализовать незначительные кражи, несмотря на родительские наставления о том, что кражи недопустимы.
Интересно по теме: 5 причин не сохранять брак ради детей
Стоит ли наказывать ребенка за кражу?
Когда речь заходит о наказании, стоит учитывать, что каждый в это понятие вкладывает свое видение – для кого-то это «дать ремня», а кто-то под наказанием подразумевает временные ограничения в том, что ребенку нравится (запрет на компьютерные игры, отмена поездки к друзьям и т.д.).
Всегда важно помнить, что главная цель наказания – не в том, чтобы ребенок почувствовал боль, стыд, обиду, а в том, чтобы он научился осознавать последствия и смог в следующий раз поступить иначе. Физические наказания являются видом домашнего насилия, подрывают доверие ребенка к родителям, негативно влияют на формирование личности и являются недопустимыми с точки зрения современной детской психологии. В целом любые жесткие суровые наказания преимущественно формируют страх вместо моральных принципов, а иногда, особенно у подростков, могут спровоцировать протест, перерастающий в бунтарское поведение.

Угрозы «полицией» или «тюрьмой» тоже не всегда целесообразны, ведь не объясняют, почему важно не воровать, а сосредотачивают внимание на том, как важно «не попасться», не допустить разоблачения кражи. Поэтому наказание действительно может быть, но не такое, которое унижает ребенка или ограничивает его в развитии, общении, возможностях. Важно, чтобы ребенок был вовлечен в исправление ситуации, подумал с родителями, как загладить вину (вернуть вещь владельцу, извиниться, компенсировать ущерб и т.д.).
Хорошо также обсудить с ребенком, как избежать подобных ситуаций в будущем: как ребенок может поступить, если какая-то вещь ему понравилась или является, на его взгляд, необходимой, но слишком дорогой.
Интересно по теме: 7 способов, как родители могут разрушить самооценку ребенка
Что делать, если ребенок ворует регулярно, несмотря на беседы, объяснения и наказания?
Регулярные кражи свидетельствуют о том, что их причиной является не банальное любопытство или потребность завладеть вещью «здесь и сейчас», а более глубокие поведенческие трудности или нарушения. Это могут быть как проблемы с самоконтролем, так и свидетельство того, что ребенок находится в стрессе, нуждается во внимании или попал под влияние компании сверстников, где воровство нормализовано и является способом «доказать крутость».
Для родителей в таком случае важно установить четкие правила, заранее обсудить наказание и предупредить ребенка, какие дополнительные последствия его ждут в случае повторной кражи, а также пересмотреть, достаточно ли ребенок получает эмоциональной поддержки от родителей на данном этапе. Важно, чтобы родители замечали не только проступки ребенка, но и отмечали хорошие поступки, поощряли добрые дела, достаточно хвалили. Также можно работать над навыками отсрочки получения удовольствия (не все «здесь и сейчас»), навыками самоконтроля и переживания поражения. Ребенок должен научиться переживать отказ, когда он о чем-то попросил, а ему не дали.

Если речь идет о детях младшего возраста, то в игровом формате можно разыгрывать различные варианты сценариев, где один из персонажей совершает кражу. В процессе игры целесообразно задавать ребенку вопросы по типу: «Как ты думаешь, что чувствует тот, у кого что-то украли?», «Как должен поступить тот, кто украл?», «Как можно было избежать этой ситуации?».
Моделирование различных ситуаций по сценариям может использоваться и со старшими детьми в формате настольных игр, психологических карточек и других техник, соответствующих их возрасту. И конечно, когда речь идет о регулярных кражах, обращение за помощью к специалистам (психолог, психотерапевт, психиатр) в некоторых случаях может быть необходимостью.
Интересно по теме: Как поговорить с дочкой о менструации
Какие «красные флажки» свидетельствуют о том, что ситуацию уже не решить без помощи психолога?
К так называемым «красным флажкам» можно отнести сопутствующие изменения в поведении: повышенная тревожность, раздражительность, агрессивные проявления, склонность к обману, отсутствие сочувствия, снижение успеваемости в школе, побеги из дома, конфликты и т.д.
Также «звоночком», что стоит обратиться за помощью, может стать то, что кражи повторяются, несмотря на разговоры и убеждения, а масштаб краж растет. Следует помнить, что психолог не является «волшебной таблеткой», которая решит любую проблему, но он может стать медиатором между ребенком и внешним миром, помочь разобраться в первопричинах и выстроить новую модель поведения.

Также хочу подчеркнуть, что в некоторых случаях регулярные кражи могут быть проявлением психических расстройств, в частности клептомании и обсессивно-компульсивного расстройства. Хотя статистически детям довольно редко ставят такой диагноз, однако это все же не исключено и требует сопровождения психиатра. При клептомании кража совершается не с целью получить выгоду, а с целью снять внутреннее напряжение. Украденные вещи при этом часто не имеют ценности, не нужны и нередко дарятся, выбрасываются или даже возвращаются владельцу после завладения. При клептомании речь идет об эмоциональной зависимости и навязчивых мыслях о краже.
Помните: нам важен не идеальный ребенок, а будущий взрослый, умеющий признавать и исправлять ошибки.






















Если ребенок ворует значит родители не в состоянии его обеспечить. И такие родители тоже воруют и их знакомые воруют и ребенок растет в окружении где все воруют просто копируя поведение. Я вот почему то не воровала в детстве потому что у меня было все что я хотела. А мои некоторые подруги воровали в том числе у меня потому что были бедные. Если у ребенка есть айфон то он не хочет украсть айфон у однокласника. Здесь все просто и понятно.