Заучивание стихов — это не только способ улучшения памяти. Ребенок одновременно пополняет свой словарный запас, тренирует произношение и воображение. Да, скучное на первый взгляд занятие на самом деле оказывается очень полезным. Поэтому психологи советуют учить с малышом как можно больше интересных ему стихов. Предлагаем несколько классических и оригинальных методик быстрого запоминания.

Когда уже пора?
Оптимальным возрастом считается 4-5 лет: малыш уже умеет достаточно хорошо говорить, обладает воображением и может усидеть на одном месте. Конечно, этот показатель условный: кто-то в 3,5 года поражает памятью, а кто-то даже в школе не может выучить 4 строки. Если ваш ребенок не склонен именно к заучиванию стихов, попробуйте другие техники развития памяти.
Почему стихам уделяют так много внимания:
- Вырабатывается умение воспринимать и обрабатывать информацию.
- Увеличивается словарный запас.
- Тренируется воображение с помощью построенных образов и ассоциаций.
- Улучшается дикция.
Начинать стоит с коротких отрывков. Для первого раза хватит двухстрочной скороговорки или четверостишия. Выбирайте стихи из детских книжек, которые соответствуют возрасту вашего ребенка.
Основная сложность в заучивании стихов — это работа памяти. Дети впитывают информацию, как губки. Однако в их мозг попадают и совсем ненужные вещи. Часто малыши не могут запомнить буквы, зато несколько дней напевают строки из услышанной по радио песни. Если стихотворение будет слишком сложным, произойдет информационная перегрузка: малыш просто не сможет запомнить его, даже если сильно этого хочет.

Основные способы быстрого запоминания стихов
К классическим способам относятся всем знакомые техники:
- Повторение. Малыш просто повторяет строки за мамой или папой (если не умеет читать). Так он их запоминает. Затем строка за строкой происходит наслоение. Подходит детям-аудиалам, которые хорошо воспринимают информацию на слух.
- Переписывание. Замечательный метод для людей с фотографической памятью. Достаточно несколько раз переписать стихотворение, и оно отложится в голове как снимок. Конечно, для этого метода ребенок должен уметь писать.
- Анализ содержания. Детальный разбор сюжета способствует быстрому запоминанию. Нужно установить последовательность появления новых образов, действий и прочее. Когда ребенок понимает целостный сюжет, ему легче запомнить последовательность и не терять строки или отдельные слова.
- Чтение вслух. Великолепная методика для детей со слуховой памятью. Им необходимо лишь несколько раз прочитать стихотворение с сохранением интонации. Тогда, декламируя его, они будто будут слышать собственный голос, который рассказывает строки. Но необходимо, чтобы малыш уже умел читать с интонацией.
Эти методы можно комбинировать, тогда шансы на успех становятся выше. Однако со временем вы определите оптимальный способ, который подходит именно вашему ребенку. Дадим простые советы для заучивания стихов разного размера.
- Для коротких стишков. Старайтесь выделить достаточное количество времени, чтобы выучить сразу хотя бы четверостишие. Прежде чем учить его, непременно спросите у ребенка, понял ли он все слова и смысл текста. Учите строка за строкой, каждый раз повторяя стих с начала. Сразу заучивайте стихотворение с интонацией и выразительностью. Короткие отрывки легко запоминаются, подходят для чтения вслух, именно поэтому их выбирают для самых маленьких.
- Для длинных отрывков лучше использовать комбинацию методов: анализ содержания, чтение вслух и про себя, переписывание. Детям дошкольного возраста лучше не учить слишком большие стихи со сложными словами и предложениями. Важно, чтобы части текста воспринимались как одно целое, поэтому можно поэкспериментировать с оригинальными способами заучивания.
С детьми можно учить и прозу, однако она сложнее воспринимается ими. Начинать учить нерифмованные отрывки с малышом следует только тогда, когда он может легко справиться со стихотворным текстом. Если с этим еще есть проблемы, лучше отказаться от прозы.

Немного творчества: оригинальные методики запоминания
Для примера возьмем четверостишие из веснянки Тамары Коломиец:
Ішла весна-красна
у синій хустинці.
Несла весна-красна
у скриньці гостинці.
Рисуем стихотворение
Распечатайте текст стихотворения. Разберите каждое слово на образы. Изобразите все отрывки в виде последовательных рисунков. В нашем случае первые строки будут выглядеть примерно так: рисунок девушки, которая идет по дороге, можно изобразить ее красной (красна); синий платок; дальше девушка изображена со шкатулкой; следующий образ — открытая шкатулка со сладостями.
Преимущества:
- творческий и увлекательный процесс, который заинтересует ребенка;
- развивает воображение;
- тренирует моторику.
Недостатки:
- требует много времени;
- подходит не для всех стихов.

Метод Цицерона
Его еще называют методом комнаты. Суть заключается в том, чтобы «расставить» кодовые слова в различных местах помещения (по часовой стрелке). Это поможет вспомнить стихотворение, обводя взглядом комнату, и не забыть ни слова.
Например, представим, что из одного угла комнаты идет красивая девушка. Чуть дальше она надевает синий платок. С тумбы или стола она берет тяжелую шкатулку с конфетами и несет ее к слушателям. Также «зацепки» могут быть статическими: просто синий платок на столе, шкатулка, полная конфет, на полу и прочее.
Основные правила:
- сначала прочитать стихотворение 5-6 раз;
- выделить важные образы;
- придерживаться распределения образов (1 место = 1 образ).
Преимущество метода заключается опять-таки в его необычности. Если ребенок обладает визуальной или образной памятью, этот способ ему точно понравится. Главный недостаток — требует много времени, потому что нужно объяснить, как работает метод Цицерона.

Ассоциации
Основная задача — придумать смешные, необычные, преувеличенные образы, связанные с текстом. Отметим, что этот способ подходит для более взрослых детей (примерно 5-6 лет). Для рассматриваемого четверостишия можно придумать смешные ассоциации: идет девушка, с нее постоянно слетает синий платок, а шкатулка с гостинцами оказывается пустой. Если ребенок запомнит, что все должно быть наоборот, метод сработает.
Преимущества:
- очень креативный способ, который стимулирует творческие способности;
- развивает воображение;
- можно быстро выучить стихотворение со сложным сюжетом.
Недостатки:
- дети не сразу создают удачные ассоциации, поэтому нужна помощь взрослых;
- может не сработать со стихами, которые содержат слишком абстрактные образы.
С заучиванием стихов наизусть не получится распрощаться до конца школы. Поэтому, чтобы оно не стало ночным кошмаром, используйте различные методики. И начинайте учить короткие стихи уже с 4-х лет, тем более что это занятие можно превратить в интересное и полезное развлечение для ребенка любого возраста.

















Комментарии пока отсутствуют