Как развить творческие способности ребенка

В последние годы психологи обеспокоены кризисом детского творчества и спонтанной игры.  Современные дети бывают так загружены занятиями в школе, на курсах и в спортивных секциях, что у них почти не бывает свободного времени. Если бывает, они проводят его в гаджетах.

Но ведь правила устанавливаем мы, взрослые. Проще скачать новую игрушку на планшет, чем придумать творческое занятие для ребенка и выдержать возможный беспорядок. Если же дети увлекутся волшебным миром творчества, у них появится возможность высказаться, заявить о себе, оставить свой след, что важно для каждого ребенка.

Прямо сейчас в разных уголках планеты играют дети, чьи идеи когда-нибудь изменят мир. Никто не может знать, что именно станет толчком для нового изобретения, гениального романа или картины, но творчество стоит поощрять не только в надежде на создание шедевра.

Творчество делает будни веселее и радостнее. Пробуя разные его виды, дети учатся понимать, что им интересно, что получается лучше, а что требует усилий и времени. Возможность придумать, сделать, доработать так, как хочется, развивает у них уверенность в себе и дарит удовольствие.

Так как же родителям поддержать развитие творческого начала? Вот несколько рекомендаций.

  1. Осознайте свою роль. Вы оказываете серьезное влияние на развитие творческих способностей ребенка – ваше отношение может как вдохновить, так и зарубить на корню любые попытки пробовать себя в творческих занятиях.
  2. Найдите время. Удержитесь от искушения расписать детский досуг по минутам. Достаточно выделить какое-то время для занятий – например, хотя бы 20-30 минут в будни и час-два на выходных. Если вы отводите ребенка в сад или школу пешком, можно сочинять истории по дороге, если на машине – спеть вместе с радио, за ужином поиграть в словотворчество. Важно сделать эти творческие «пятиминутки» ритуалом и частью повседневности.

  1. Создайте правильную атмосферу. Выделите небольшой уголок в доме, где будут храниться разные материалы – для рисования, кукольного театра, конструирования, лепки и так далее. Дети охотней займутся творческим занятием, если все необходимое будет у них под рукой. Предлагайте чередовать активные виды со спокойными. Например, после танцев – рисование, после рыцарского сражения – лепка. Если дети хотят позвать друзей, не препятствуйте этому. Если у ребенка ничего не выходит, предложите сделать паузу и заняться чем-нибудь другим.

Воздерживайтесь от указаний, кому, что и как делать. Приготовьтесь к тому, что детские рисунки, спектакли, танцы и другие проекты будут далеки от совершенства, и это нормально. Наберитесь терпения – во время игр и занятий будет беспорядок. Приучайте детей убирать все на место после того, как они закончили.

  1. Пробуйте разное. Предлагайте ребенку разные занятия, наблюдайте, что именно увлечет его. Будьте готовы к тому, что выбор может меняться. Примите то, что детям и вам могут нравиться разные виды творчества. Дайте ребенку понять, что он свободен в своем выборе, а вы рядом, чтобы поддержать.
  2. Будьте примером. Вряд ли стоит ожидать от детей желания променять игру в планшете на рисование, если они видят в руках мамы планшет, а не краски или вязание. Если у вас есть хобби, расскажите о нем ребенку, дайте попробовать, если хобби нет – самое время его найти!

  1. Забудьте про одаренность. Опыт творческих людей, добившихся успеха в своей области, подтверждает, что одаренность переоценена. Куда важнее увлеченность своим делом и упорный труд, те самые десять тысяч часов, посвященные одному занятию. Это дает основания забыть про миф об одаренности как избранности, и относиться к творчеству без предубеждений и ожиданий.

Понаблюдайте за детьми, когда они в потоке творческого процесса: увлечены и сосредоточены, и очень счастливы, когда закончили рисунок, фигурку из пластилина или танец. Вот что важно! Процесс и удовольствие от происходящего.

  1. Приобщайте ребенка к миру искусства. Пойдите вместе на спектакль, поэтический вечер или выставку. Ребенок увидит, как выражают себя творческие люди, возможно, заинтересуется каким-то новым занятием или придумает новую идею для своего проекта.
  2. Вовлекайте всех членов семьи. Некоторые семьи любят петь вместе и ставить спектакли, некоторые рисуют, некоторые строят огромные замки из конструктора.

Кроме того, что совместное творчество развивает воображение, оно так же укрепляет отношения между членами семьи – больше эмоций, больше открытий, больше качественного времени вместе. И накопление общих радостных воспоминаний.

  1. Помните о главном. Главное, что важно понять о детском творчестве, вы уже знаете. Вспомните себя в детстве – как весело вам было придумывать что-то с друзьями, ставить сценки, петь песни или разучивать танец, глядя клип любимой группы. Вспомните чувство удовлетворения и гордости, которое удалось испытать, когда вы впервые написали стихотворение или нарисовали рисунок так, как задумали…

Радость – главное. Когда детям весело, в них пробуждается смекалка и любознательность, желание экспериментировать и выходить за рамки привычного, потребность выразить себя и навыки решения задач. Пусть детям будет весело, и благодаря веселью они снова и снова будут возвращаться к творчеству.

Пусть эти несложные рекомендации позволят вам с легкостью впустить творчество в привычную жизнь, а оно, в свою очередь, подарит всей семье много веселья и удовольствия.

 

18 октября / 2019 Воспитание и развитие

Комментарии пока отсутствуют

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *