Цвета окружают нас с самого рождения. Причем ребенок знакомится с ними раньше, чем узнает их названия. Цвета непосредственно влияют на формирование характера ребенка, его самооценку и психологическое здоровье. Эта их особенность сегодня широко используется в разнообразных терапевтических методиках.
Уже доказано, что цвета влияют на биохимические реакции в человеческом организме. Они могут стимулировать секрецию гормонов или, наоборот, подавлять их действие. Впервые это свойство цветов заметил индийский ученый Г. Д. Гхадиали, чьи труды позже легли в основу цветотерапии.
Так что же это такое? Цветотерапией называют влияние на жизнедеятельность организма при помощи цветов. Она считается нетрадиционным методом лечения, однако часто используется для диагностики и улучшения психологического состояния детей. В частности этот метод помогает расслабиться, избавиться от проявлений тревожности, снять стресс и прочее. Главным преимуществом цветотерапии является игровая форма, которой можно легко заинтересовать малыша, сделав диагностику и лечение интересным развлечением.
Цветотерапия является частью арт-терапии, что означает «лечение искусством». На самом деле арт-терапия направлена не столько на лечение, сколько на развитие личности и гармонизации ребенка. Существует множество арт-терапевтических техник: рисование, разыгрывание сценок, лепка, оригами, создание масок. Однако цветотерапия сопровождает каждую из этих техник, поскольку ребенку нужно выбирать определенные цвета для поделок, рисунков или даже костюмов, в которые будут одеты персонажи из театральных постановок.
Вы, наверное, замечали, что малыш часто выбирает игрушки, одежду и даже еду по цветам, отдавая предпочтение определенным из них, а другие просто игнорируя. При этом выбор ребенка может многое рассказать о его характере и настроении:
Современные детсады и учебные заведения активно внедряют в свою работу принципы цветотерапии. Цвет является одним из элементов интерьера, поэтому уже это можно использовать в терапевтических целях, например, покрасить стены в те цвета, которые стимулируют умственную деятельность и помогают детям чувствовать себя комфортно.
В дошкольных учреждениях цветотерапию используют для определения склонностей и творческого потенциала ребенка. Также с помощью цветов можно выяснить эмоциональное состояние малыша и скорректировать его поведение. Для этого следует выполнить некоторые упражнения.
Например, можно предложить ребенку выбрать из разноцветных карандашей лучший, по его мнению, карандаш. Когда ребенок сделает выбор, этот карандаш нужно отложить и вновь предложить сделать то же самое. Так продолжается, пока не останется один карандаш. Последовательность выбора малыша помогает определить его психоэмоциональное состояние. Первые три карандаша отражают цвета эмоционального благополучия, следующие три — психологически нейтральные, а последние цвета символизируют эмоциональную нестабильность.
Одним из преимуществ цветотерапии является то, что этот метод можно использовать дома. Речь идет не только о создании благоприятного климата и комфортной атмосферы. Существует множество упражнений с использованием цветов, которые можно выполнять дома.
Попросите ребенка нарисовать себя сейчас и себя в прошлом, используя различные цвета. Обсудите с ребенком детали рисунка, выясните разницу между двумя изображениями. Спросите у малыша, что ему нравится в себе, а что он хотел бы изменить.
Это упражнение способствует осознанию ребенком себя как индивидуальности и расширению его личной эмоциональной сферы.
Предложите ребенку вспомнить своих друзей и нарисовать их в образе людей или животных, используя цветные карандаши и фломастеры. Спросите у малыша, кого он нарисовал, почему выбрал именно этот образ и цвет.
Это упражнение направлено на то, чтобы выявить проблемы в межличностных отношениях ребенка со сверстниками.
Для этого упражнения вам понадобится прозрачный стакан, цветные салфетки и питьевая вода. Выберите вместе с ребенком салфетку того цвета, который вызывает у него положительные ассоциации. Налейте в прозрачный стакан питьевую воду и поставьте на салфетку, чтобы водичка зарядилась энергией цвета (5-10 минут). В этот момент можно придумать с ребенком магическое заклинание или стишок о цветовой водичке, который сделает ее волшебной. Затем предложите ребенку выпить водичку, чтобы и самому зарядиться ее энергией.
Это упражнение помогает взбодрить ребенка, поднять настроение и эмоциональный тонус.
Предложите ребенку удобно сесть или лечь, закрыть глаза и следовать вашим указаниям:
Это упражнение поможет преодолеть проявления тревожности, избавиться от страха и поднять настроение малышу.
Цветотерапия помогает диагностировать психоэмоциональное состояние ребенка и улучшить его самочувствие, способствует развитию ребенка как индивидуальности. Этот метод часто используют в детских учебных заведениях для выявления склонностей каждого ребенка. Некоторые упражнения можно выполнять дома. Они помогут родителям лучше понять ребенка, поднять настроение и избавиться от внутренних переживаний и страхов малыша.
Имя пользователя: | |
---|---|
Номер карты лояльности: | |
Бонусов на счету: | |
Кэшбек-бонусов на счету: |
Комментарии пока отсутствуют