Лечебные цвета: влияние цветотерапии на психоэмоциональное здоровье ребенка

Цвета окружают нас с самого рождения. Причем ребенок знакомится с ними раньше, чем узнает их названия. Цвета непосредственно влияют на формирование характера ребенка, его самооценку и психологическое здоровье. Эта их особенность сегодня широко используется в разнообразных терапевтических методиках.

Что такое цветотерапия?

Уже доказано, что цвета влияют на биохимические реакции в человеческом организме. Они могут стимулировать секрецию гормонов или, наоборот, подавлять их действие. Впервые это свойство цветов заметил индийский ученый Г. Д. Гхадиали, чьи труды позже легли в основу цветотерапии.

Так что же это такое? Цветотерапией называют влияние на жизнедеятельность организма при помощи цветов. Она считается нетрадиционным методом лечения, однако часто используется для диагностики и улучшения психологического состояния детей. В частности этот метод помогает расслабиться, избавиться от проявлений тревожности, снять стресс и прочее. Главным преимуществом цветотерапии является игровая форма, которой можно легко заинтересовать малыша, сделав диагностику и лечение интересным развлечением.

Цветотерапия является частью арт-терапии, что означает «лечение искусством». На самом деле арт-терапия направлена ​​не столько на лечение, сколько на развитие личности и гармонизации ребенка. Существует множество арт-терапевтических техник: рисование, разыгрывание сценок, лепка, оригами, создание масок. Однако цветотерапия сопровождает каждую из этих техник, поскольку ребенку нужно выбирать определенные цвета для поделок, рисунков или даже костюмов, в которые будут одеты персонажи из театральных постановок.

О чем расскажет любимый цвет ребенка?

Вы, наверное, замечали, что малыш часто выбирает игрушки, одежду и даже еду по цветам, отдавая предпочтение определенным из них, а другие просто игнорируя. При этом выбор ребенка может многое рассказать о его характере и настроении:

  1. Желтый — цвет солнца и гармонии, который предотвращает развитие депрессии. Этот цвет в детстве выбирают будущие лидеры, которые имеют отличные умственные способности и богатое воображение. Обычно такие дети послушные, но слишком мечтательны. Иногда им трудно вернуться из мира собственных фантазий к действительности.
  2. Оранжевый — повышает настроение, стимулирует рабочую активность, помогает восстановить силы. Его выбирают веселые, оптимистичные, общительные дети, которые имеют много друзей. Им легко налаживать контакты с людьми, которых часто поражает детская непосредственность малыша. В отдельных случаях выбор ребенком оранжевого цвета может свидетельствовать о развитии нервозности и уязвимости.
  3. Красный — цвет активности и повышенной возбудимости, который непосредственно влияет на клетки коры головного мозга. Дети, которые выбирают этот цвет, очень эмоциональные и имеют независимый характер. Они целеустремленные и энергичные, быстро учатся. При этом темные оттенки красного могут свидетельствовать о появлении агрессии. Если ребенок резко полюбил бордовый или коричневый оттенки, скорее всего ему необходим покой и отдых.
  4. Зеленый — цвет природной гармонии, который успокаивает, но не подавляет процессы в организме. Светлые оттенки зеленого выбирают оптимистичные дети, которые полны жизненной энергией. Если малыш отдает предпочтение темным оттенкам, это может свидетельствовать о замкнутости. Часто такие дети не чувствуют себя достаточно защищенными и боятся перемен.
  5. Синий — считается успокаивающим цветом, который снижает активность. Его выбирают спокойные, рассудительные дети, которые часто имеют взрослое мировоззрение. Как правило, дети, которые любят все голубое, редко капризничают и отдают предпочтение малоподвижным играм. Ребенок, который тянется к темно-синему цвету, часто бывает задумчивым или грустным.
  6. Фиолетовый — помогает снять напряжение, но его постоянное воздействие вызывает ощущение усталости. Этот цвет часто выбирают творческие дети, имеющие самые разнообразные увлечения. Для таких детей характерна резкая смена настроения. Часто они бывают озорными.
  7. Белый — фактически он означает отсутствие цвета и выражает психологическое желание защититься или скрыть эмоции. Дети, которые выбирают белый, наделены эмоциональным интеллектом. Они очень застенчивы, духовно развитые, но более замкнутые, чем их сверстники.
  8. Черный — считается депрессивным цветом, который не стоит использовать в оформлении помещений. Если малыш отдает предпочтение ему, это еще не значит, что он чувствует дискомфорт или угнетение. На самом деле черный цвет является наиболее контрастным и считается эмоционально сильным. Дети выбирают его, чтобы освободиться от некоторых негативных эмоций.

Применение цветотерапии в детских заведениях

Современные детсады и учебные заведения активно внедряют в свою работу принципы цветотерапии. Цвет является одним из элементов интерьера, поэтому уже это можно использовать в терапевтических целях, например, покрасить стены в те цвета, которые стимулируют умственную деятельность и помогают детям чувствовать себя комфортно.

В дошкольных учреждениях цветотерапию используют для определения склонностей и творческого потенциала ребенка. Также с помощью цветов можно выяснить эмоциональное состояние малыша и скорректировать его поведение. Для этого следует выполнить некоторые упражнения.

Например, можно предложить ребенку выбрать из разноцветных карандашей лучший, по его мнению, карандаш. Когда ребенок сделает выбор, этот карандаш нужно отложить и вновь предложить сделать то же самое. Так продолжается, пока не останется один карандаш. Последовательность выбора малыша помогает определить его психоэмоциональное состояние. Первые три карандаша отражают цвета эмоционального благополучия, следующие три — психологически нейтральные, а последние цвета символизируют эмоциональную нестабильность.

Цветотерапия в домашних условиях

Одним из преимуществ цветотерапии является то, что этот метод можно использовать дома. Речь идет не только о создании благоприятного климата и комфортной атмосферы. Существует множество упражнений с использованием цветов, которые можно выполнять дома.

«Рисуем себя»

Попросите ребенка нарисовать себя сейчас и себя в прошлом, используя различные цвета. Обсудите с ребенком детали рисунка, выясните разницу между двумя изображениями. Спросите у малыша, что ему нравится в себе, а что он хотел бы изменить.

Это упражнение способствует осознанию ребенком себя как индивидуальности и расширению его личной эмоциональной сферы.

«Мои друзья»

Предложите ребенку вспомнить своих друзей и нарисовать их в образе людей или животных, используя цветные карандаши и фломастеры. Спросите у малыша, кого он нарисовал, почему выбрал именно этот образ и цвет.

Это упражнение направлено на то, чтобы выявить проблемы в межличностных отношениях ребенка со сверстниками.

«Цветная водичка»

Для этого упражнения вам понадобится прозрачный стакан, цветные салфетки и питьевая вода. Выберите вместе с ребенком салфетку того цвета, который вызывает у него положительные ассоциации. Налейте в прозрачный стакан питьевую воду и поставьте на салфетку, чтобы водичка зарядилась энергией цвета (5-10 минут). В этот момент можно придумать с ребенком магическое заклинание или стишок о цветовой водичке, который сделает ее волшебной. Затем предложите ребенку выпить водичку, чтобы и самому зарядиться ее энергией.

Это упражнение помогает взбодрить ребенка, поднять настроение и эмоциональный тонус.

«Звездное небо»

Предложите ребенку удобно сесть или лечь, закрыть глаза и следовать вашим указаниям:

  • представьте ночное небо, усеянное крошечными звездами;
  • выберите среди звезд одну, которая отныне будет принадлежать вам;
  • представьте цвет звезды, необходимый для успокоения и расслабления;
  • включите звезду, пусть она засияет выбранным вами цветом;
  • звезда посылает к вам широкий цветной луч. Глубоко вдохните его на один-два-три, представляя, что он наполняет ваше тело;
  • почувствуйте, как цветной воздух разливается по вашему телу. Задержите дыхание, считая до трех;
  • выдохните на счет раз-два-три (упражнение с дыханием нужно повторить еще дважды);
  • откройте глаза.

Это упражнение поможет преодолеть проявления тревожности, избавиться от страха и поднять настроение малышу.

Цветотерапия помогает диагностировать психоэмоциональное состояние ребенка и улучшить его самочувствие, способствует развитию ребенка как индивидуальности. Этот метод часто используют в детских учебных заведениях для выявления склонностей каждого ребенка. Некоторые упражнения можно выполнять дома. Они помогут родителям лучше понять ребенка, поднять настроение и избавиться от внутренних переживаний и страхов малыша.

 

1 июля / 2019 Материнство

Комментарии пока отсутствуют

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *