Плюсы та минусы продленного дня в школе

Группы продленного дня — это настоящая помощь родителям. Ведь пока они работают, за их ребенком присматривают, с ним делают уроки, кормят и развлекают. Однако не все согласны, что «продленка» — лучший вариант. Что же выбрать: разрешить ребенку самому возвращаться домой, отправить к бабушке или все-таки доверить учителям? Давайте разбираться.

О преимуществах

На первом месте среди плюсов стоит комфорт именно для ученика:

  • В группе он обеспечен питанием, педагог следит за его безопасностью, помогает с уроками, а общение со сверстниками способствует установлению дружеских отношений. В некоторых школах созданы дополнительные секции или занятия, предусмотрены прогулки и игры.
  • Группа продленного дня помогает детям (особенно первоклассникам) привыкнуть к школьному распорядку и учителям.
  • Также сейчас есть возможность открывать инклюзивные группы. Для того чтобы их создать, нужно заявление родителей или опекунов детей с особыми образовательными потребностями.

Родителям тоже комфортно оставлять ребенка на продленный день, потому что:

  • не нужно отпрашиваться у начальника в разгар рабочего процесса и бежать в школу, нанимать няню либо просить бабушку с дедушкой забрать внука или внучку.
  • Меньше хлопот с домашними заданиями — так как ребенок сделал их в группе, вечером остается больше времени на семейные развлечения и общение.
  • Не менее важный плюс — сбереженные нервы. Не надо переживать из-за того, как ребенок добрался домой, перешел ли дорогу на пешеходном переходе, остановился ли на светофоре, а не сиганул прямиком в опасный поток машин.

О недостатках

Минусы продленного дня не слишком очевидны, но они есть:

  • Учитель не обязан помогать ученикам с выполнением домашнего задания. Воспитатель группы продленного дня и учитель — это разные квалификации. Поэтому есть вероятность, что родителям предложат только питание и сопровождение учеников на прогулки или развлечения до конца дня. Поэтому ребенку придется делать уроки вечером. Учитывая, что есть еще секции, потребность в отдыхе и прогулках, то это увеличит нагрузку на юный организм.
  • Домашнее задание, выполненное в группе продленного дня, не означает, что оно выполнено качественно. Дополнительная проверка здесь не помешает.
  • Школьные секции однотипны: рукоделие, рисование, лепка и т.д. А бывает, что ребенку не нравится то или иное направление, он хочет ходить на танцы или музыку.
  • Часто после продленного дня дети уставшие и капризные, потому что расписание не соответствует их темпераменту, потребностям и желаниям. Если школьник привык делать уроки вечером, а есть после прогулки, то в группе ему придется работать по другому распорядку, как все.
  • Родителям следует учитывать возраст и характер ребенка. Представьте, первоклассник, который впервые пошел в школу, познакомился с новыми людьми, на следующий день должен находиться в новой среде до вечера. Это довольно большой стресс, особенно если он не посещал детский сад.
  • Некоторые дети отказываются есть в школьных столовых, поэтому возникает сложность с питанием.
  • Если ваш ученик интроверт, любит играть в одиночестве или сосредотачивается на уроках только в тишине, то ему будет сложно работать в группе продленного дня.

Можно не оставлять ребенка после уроков?

Продленный день — это право, а не обязанность как для родителей, так и для школы. Эти группы созданы для тех детей, чьи родители вынуждены работать и не могут позволить себе услуги няни. По закону Украины группы продленного дня бесплатные, но допускается стороннее финансирование. Компенсация ложится на их учредителя (директора) и местные власти, частично — на государство.

Но при таких условиях многие директора отказываются от создания подобных групп. Тогда родителям, которые хотят оставлять детей после уроков, придется договориться о финансировании самостоятельно.

Если группа уже создана, то никто не может заставлять ребенка ее посещать.

Опыт других стран

В Европе и США количество мест в группах продленного дня ограничено. Бесплатно их посещают только льготники, все остальные платят. В Нью-Йорке школы работают до 18:00, потом родители должны забрать ребенка. Стоимость продленного дня составляет около 400 долларов в месяц. Чем занимаются дети, решают родители: они могут предложить дополнительные занятия, секции, но за это нужно доплатить.

В Германии школьник не обязан делать уроки после занятий, а воспитатель не может его заставить. Функция продленного дня — развлечь ученика, организовать сопровождение на дополнительные занятия или секции. Финансируются такие группы по-разному: дети из малообеспеченных семей имеют право посещать их бесплатно, для остальных действует оплата на условиях софинансирования родителями и государством.

Не во всех итальянских школах есть группы продленного дня. Если они финансируются из местных бюджетов, то посещение для детей бесплатно; если же родители инициируют их создание и нанимают воспитателя, то платят около 100-150 евро в месяц. В компетенции воспитателя — помощь с домашними заданиями, всестороннее развитие, просмотр мультфильмов и т.д.

Оставлять ребенка на продленный день в школе или нет — решать вам. Но помните, что нельзя перекладывать ответственность за обучение и развитие школьника полностью на учебное заведение, ведь, прежде всего, это задача родителей. После 4 класса, когда уже не будет группы продленного дня, родители должны будут помогать школьнику с уроками, заботиться о питании и организовывать досуг самостоятельно. Желаем вам найти баланс в этом вопросе, и правильное решение обязательно найдется.

Комментарии пока отсутствуют

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Рекомендуемые статьи