Уборка дома: что можно поручить ребенку и в каком возрасте

Среднестатистический современный школьник занят не меньше взрослого: у него есть школа, домашние задания, дополнительные занятия и тренировки. Впрочем, как и многие дошкольники, только они ходят в сад, а на выходных или по вечерам — на подготовку к школе и спортивные секции.

Поэтому так хочется им помочь и освободить хотя бы от домашних дел. Но правильно ли это? Психолог Мадлен Левин считает, что нельзя ставить занятия выше домашних обязанностей. Потому что это сигнал к тому, что личные достижения и оценки важнее, чем семья и забота о других.

Домашние обязанности ребенка можно внести в расписание, выполнять их с удовольствием и не превращать в испытание для всех членов семьи.

Распределение обязанностей: обучаем самостоятельности

Ответственность и самостоятельность — качества, которые не появляются сами по себе в 7, 10 или 15 лет. Их можно развивать так же, как в 2 года мы развиваем моторику, а в 4–5 — учим правильно держать ручку.

В любом возрасте уборка и выполнение домашних обязанностей прививает чувство ответственности за общий дом, помогает осознать свой вклад в жизнь семьи, почувствовать себя важным и нужным. В 3 года это может быть простое вытирание пыли, в 9 — самостоятельная смена постельного белья, а в 17 — приготовление обеда на всех.

Ребенок, который с раннего возраста привык сам справляться с задачами по возрасту, получает преимущества, которые ему пригодятся для успешной взрослой жизни. Ведь кроме обучения бытовым навыкам, он учится следовать инструкциям, самостоятельно планировать время и организовывать процессы.

Зачем нужно учить детей выполнять домашние обязанности

Кроме развития самостоятельности, наличие домашних обязанностей у ребенка позитивно отражается на его успеваемости в школе, психическом развитии и даже будущей карьере (об этом говорят научные исследования). Возможно, так происходит потому, что те, кто с детства был приучен разделять ответственность за чистоту в доме, научились быть ответственными за свою жизнь и получать удовлетворение от достигнутых целей.

А еще это развивает умение заботиться не только о себе, но и об окружающих, учит быть чуткими. Когда всю работу по дому выполняют родители, ребенок может ощущать себя зависимым. А становясь старше, такие дети могут продолжать думать, что окружающие, как и раньше, будут делать все для них и вместо них.

Как мотивировать ребенка поддерживать порядок

Есть ли разница, как благодарить: «Спасибо за помощь» или «Спасибо, ты отличный помощник»? Исследования говорят, что разница есть. Фраза о том, что ребенок был хорошим помощником больше мотивирует и желание заниматься уборкой только возрастет. Это повышает самооценку и чувство собственной важности.

Вот еще несколько советов:

  1. Включить домашние дела в расписание наряду с тренировками и занятиями.
  2. Придумать игру на прохождение уровней. Например, начальный уровень — вытирать пыль и складывать вещи, следующий — пользоваться пылесосом, потом — право включать утюг и стиральную машину.
  3. Характер заданий должен быть таким, чтобы они приносили пользу всем, а не только ребенку. То есть убирать нужно не только в своей комнате, но и в гостиной, и на кухне.
  4. Уборка и прочие домашние дела не должны ассоциироваться с негативом и тем более выдаваться как наказание. О них нужно говорить позитивно или хотя бы нейтрально.

Стоит ли мотивировать ребенка деньгами? Некоторые родители так делают, но с психологической точки зрения это не совсем корректно. Просто хотя бы потому, что в таком случае забота о семье, общем пространстве и чувство важности, о которых мы говорили выше, — всё превращается в обыкновенную бизнес-сделку. А вот давать ребенку деньги — нужно, но, прежде всего, для того чтобы научить правильно их тратить.

Распределяем домашние обязанности в зависимости от возраста

Чтобы уборка не сопровождалась раздражением родителей и усердным саботажем со стороны ребенка, приучаться к порядку лучше с раннего возраста, когда любая деятельность воспринимается как игра.

В подростковом возрасте, если у ребенка есть отдельная комната, пускай он поддерживает в ней свой порядок или, если захочет, не поддерживает вовсе. В этот период для него важно чувствовать уважение личных границ и опять-таки ответственность за собственную территорию.

И уж тем более не стоит здесь наводить свои порядки, без спросу брать, перекладывать и выбрасывать вещи. Просто подумайте: было бы вам приятно, если бы так поступили с вашими вещами? В то же время на общей территории, в комнатах, которые не принадлежат ребенку, ситуация обратная: всем нужно поддерживать общий порядок.

Что можно поручить ребенку в 2–3 года:

  • собирать игрушки (можно начинать с 1–1,5 лет);
  • складывать книги на полку;
  • складывать свою одежду;
  • вытирать стол.

Что может делать по дому ребенок 4–5 лет:

  • расстилать и застилать постель;
  • вытирать пыль;
  • убирать за питомцем, кормить его.

Что должен делать ребенок в 6–7 лет:

  • пылесосить;
  • выносить мусор;
  • помогать мыть пол;
  • оставлять после себя чистыми ванну и туалет. 

7–13 лет:

  • мыть посуду или включать посудомоечную машину;
  • гладить вещи (можно начинать и раньше с простых вещей);
  • наводить порядок на полках и в шкафу;
  • уметь включить стиральную машину.

13 лет и старше:

  • менять постельное белье;
  • чистить плиту, духовку, ванную комнату и санузел;
  • помогать в важных делах (например, делать ремонт);
  • уметь приготовить еду на всех.

Умение делать уборку — это своего рода подготовка к будущей свободе, когда ребенок станет старше, будет самостоятельно ставить себе задачи и расставлять приоритеты. Как правило, независимо от желаний родителей эта свобода наступает в подростковом возрасте. И лучше, чтобы к этому времени подросток по максимуму научился быть самостоятельным, в том числе, мог позаботиться об окружающем пространстве.

Комментарии пока отсутствуют

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *