«Мой ребенок ничего не хочет»: как справиться с постоянным нежеланием

Фразы «Я не хочу» или «Я не буду» сбивают родителей с толку. Мамы, испробовав все доступные им методы убеждения, обращаются к папам. А те, почесав затылок, начинают переговоры с привередами, и иногда не понимают причины отговорок. На помощь современным папам — объяснения психологов и несколько способов уладить ситуацию.

Дошкольный возраст

Проблемы этого возраста:

  • отказ от обязанностей, например, от уборки игрушек;
  • нежелание есть ничего, кроме фастфуда и сладостей;
  • протест против учебы.

Как поступить, чтобы договориться с ребенком? Говорить и подавать пример. Объясните, почему важно поддерживать порядок в доме, есть здоровую пищу, учиться. Продемонстрируйте, как вы ежедневно застилаете постель, складываете одежду, помогайте малышу с уборкой его игрушек. Сами ешьте то, что хотите, чтобы ел ребенок; читайте книги.

Для ребенка в дошкольном возрасте авторитет отца еще достаточно силен, поэтому будьте уверены — вас услышат.

Случается и другая ситуация: ребенок может, но не хочет. Несмотря на постоянные напоминания, он не убирает свои вещи или делает это под давлением. Попробуйте еще раз объяснить, почему это так важно для вас. Например: «Мама и папа устают, поэтому ты сделаешь нам приятно, если сам(а) уберешь игрушки». Иногда дети охотнее берутся за дело в компании, поэтому присоединяйтесь к процессу или поддержите словом, чтобы просьба не звучала как приказ.

Предположим, что ребенок в 5 лет уже умеет складывать игрушки на место, а вещи в шкаф, убирать альбом и краски со стола, кормить рыбок. Это его обязанности, с которыми он справляется. Но каждый раз папа выслушивает, что дочь или сын забыли сделать что-то из этого перечня. Какая причина: не хотел, забыл или не смог?

Нет, не хватило организации. Дело в том, что такие маленькие дети еще не умеют быть многозадачными, как взрослые. Но выход есть. Сделайте «Доску важных дел» — своеобразный вариант расписания, где изобразите в иллюстрациях или распишите словами (если ребенок умеет читать) список обязанностей. Так малыш сможет организовывать себя самостоятельно без напоминаний.

Школьники

Желание ничего не делать — это нормально для первоклассников. Потому что они:

  • адаптируются к режиму дня;
  • устают в школе, где нужно долго концентрироваться;
  • проходят этап социализации, находя свое место в коллективе.

От усталости могут страдать ежедневные обязанности, которые раньше были закреплены за первоклассником. За мыслями об уроках он может забыть сложить вещи или помыть посуду. Вполне нормально, когда младший школьник не интересуется кружками или хобби, а отдает предпочтение мультикам или прогулкам.

Как поступить родителям:

  • адаптировать обязанности ребенка под его расписание (вместо прогулки с собакой днем ​​сходить в магазин вечером);
  • не перегружать ребенка, оставлять время для отдыха;
  • ограничиться одним кружком (занятием) в неделю в первом полугодии учебного года; далее — по желанию первоклассника.

В будущем тоже нужно соблюдать умеренность и правильно расставлять приоритеты. Не у всех детей есть возможности и желание посещать много секций. Обычно заинтересованность проявляется в какой-то одной сфере, а все остальное — результат настойчивости родителей.

Возможно, ребенок ничего не хочет, потому что ему вверено много всего. Поэтому попробуйте пересмотреть расписание школьника, оставив только то, что на самом деле его интересует.

Другая проблема современных родителей — ребенок все свободное время проводит в интернете за планшетом или смартфоном. Психологи уверяют — это вариант нормы. Сейчас много полезной информации передают в формате видео, есть развивающие игры и приложения. Можно общаться с друзьями онлайн или работать над совместными проектами. Поэтому с этим увлечением нужно смириться, если оно не влияет на здоровье, сон и успеваемость ребенка.

Особенности переходного возраста

Это сложный этап не только для вас, но и для ребенка, который постепенно взрослеет, сталкивается с новыми переживаниями и ощущениями. Поэтому определенная растерянность у подростка не должна вас удивлять. Тинейджеры часто:

  • бунтуют против устоявшегося дома порядка;
  • ограждаются от родителей территориально (собственная комната) и психологически, начинают планировать свое время по-другому;
  • резко меняют предпочтения, хобби, жизненные цели;
  • становятся членами других кругов общения, находят новых друзей и варианты досуга.

Конечно, подростковое «Не хочу» — это уже не обычные капризы, а сигнал. А для вас — удачное время построить продуктивный диалог. Вместо того чтобы настаивать на своем, выясните, чего хочет тинейджер и помогите ему. Акцентируйте на том, что он может все решать самостоятельно, но, как взрослый человек, будет иметь определенные обязанности.

За невыполнение предусмотрите рациональные штрафы: не сделал уроки — гулять не идешь; не убрал в комнате — сегодня меньше сидишь за компьютером. В 12-14 лет уже должна сформироваться четкая система причин и последствий.

Главная задача отца — поддерживать начинания ребенка, но не быть «волшебной палочкой», которая решает все проблемы.

Например, подросток загорелся идеей научиться играть на гитаре. Вы, как родители, купили музыкальный инструмент, нашли курсы или преподавателя. Затем это желание резко сменилось, ребенок увлекся игрой на барабанах, и гитара уже отходит на 10-й план. Объясните, что вы уже потратились на гитару, кстати, по желанию самого ребенка, и у вас нет средств на новые покупки. Теперь ему нужно самостоятельно продать гитару, собрать N-ную сумму денег, и тогда он получит желанный инструмент.

Другие причины детского нежелания

Выше мы привели типичные проблемы для каждого возраста и способы их решения. Но существуют такие, которые могут возникать в любое время. Часто их причиной являются… сами родители. А также:

  1. Избыточность. Все родители хотят для детей лучшего, но иногда это стремление перерастает в навязчивую идею. Ребенок может ничего не хотеть, потому что любая его прихоть удовлетворяется мгновенно. Именно поэтому дошкольники быстро теряют интерес к игрушкам, девайсам, не ценят того, что имеют. Выход — закрыть кошелек и научиться говорить нет.
  2. Гиперопека. Родители делают все за школьника: разогревают обед, ухаживают за домашним животным, выполняют уроки (!), выбирают секции, готовятся вместе к вступлению в художественную школу и т.п. Ребенок не видит смысла что-то делать, потому что живет на всем готовом. Он привыкает к пассивности, не умеет самостоятельно принимать решения, поэтому на любой вопрос отвечает: «Я не знаю», «Я не хочу». Пришло время постепенно перекладывать ответственность на ребенка, готовя его к учебе, в том числе и на негативном опыте. Утром проспал школу — сам объясняй это учителю.
  3. Завышенные ожидания родителей. Папы, ваш сын не хочет идти на бокс, хотя вы в его возрасте уже выступали на соревнованиях? Или он равнодушен к учебе, а вы все 11 лет были отличником? Возможно, он просто не дорос? Все дети развиваются с разной скоростью: кто-то в 10 лет ухаживает за младшими братьями или сестрами, а кто-то все никак не запомнит, что должен самостоятельно делать уроки.

Не пытайтесь «повзрослеть» ребенка раньше, чем это возможно.

Способы мотивации

Вдохновлять, а не принуждать — вот основной механизм мотивации. Условно его можно изобразить так:

  1. Я стараюсь.
  2. У меня получается.
  3. Этот результат меня удовлетворяет.
  4. Я стараюсь снова.

Прочные связи между каждым звеном этой цепочки способствуют повторению желаемого действия и качественному его улучшению. Чтобы это сработало, нужны старания и уместные действия родителей в разных ситуациях. Это не уговоры, которыми злоупотребляют мамы и не категоричность, которую выбирают папы.

Вот 9 действенных способов мотивировать:

  1. Забота. Наладить контакт, установив доверительные отношения.
  2. Делать вместе или быть рядом для закрепления результата. Иногда ребенку надоедает делать уроки, потому что это скучно. Время от времени подходите и что-нибудь спрашивайте, а проверку пунктов превратите в игру «Расскажи папе что-то интересное».
  3. Маленькие поощрения. Неделя без двоек — идем гулять в парк или есть мороженое. Важно не переусердствовать, чтобы ребенок не делал что-то за приз, а не по желанию.
  4. Одобрение и неодобрение. Найдите время для похвалы и не бойтесь делиться негативными эмоциями. Однако это не должно сводиться к манипуляции: «Ты не моешь посуду, значит, ты меня не любишь».
  5. Парадоксальные награды. Ребенок не победил в конкурсе талантов, но старался изо всех сил. Вознаградите за старания, а не за результат, чтобы поддержать самооценку.
  6. Непрерывное движение. Все время создавайте ситуации, которые будут «тренировать» мотивацию. Не секрет, что удовольствие от сделанного — это тоже механизм поощрения. Дайте ребенку возможность его получать.
  7. Поддержка внутренней мотивации. Помните, что Паганини тоже когда-то не умел играть на скрипке. Поэтому начинания ребенка следует поддерживать атмосферой: рассказывать, что все происходит не сразу, смотреть фильмы об известных музыкантах (художниках, изобретателях…) и т.д. Тогда формируется образ «себя-скрипача», и внутренняя мотивация догоняет внешнюю.
  8. Коллективная мотивация — привлечение семьи и среды. Ребенок добросовестно учится, чтобы не подвести команду на турнире; помогает маме убирать, чтобы встретить друзей на своем празднике.
  9. Справедливость. Если, например, накануне Нового года сын или дочь весь день помогали вам убирать, то вечером могут отдохнуть, не помыв посуду.

Конечно, путь от «Не хочу» к «Да, хочу и сделаю!» не будет легким. Для некоторых детей он растягивается на годы, требует значительных усилий от всех членов семьи. Однако помните, что каждый шаг является нелегким не только для вас. Если вы чувствуете бессилие и не знаете, что подойдет именно вашему ребенку, — обратитесь к семейному психологу.

17 февраля / 2020 Дети

Комментарии пока отсутствуют

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *