Как научить ребенка выговаривать букву «Р»

Существует мнение, что к 3 годам ребенок должен освоить произношение большинства букв. Исключение составляют С, Ш и Ж, с которыми малыш разберется к 4 годам; в 5 лет он освоит твердую Л и начнет рыкать в 6-летнем возрасте. Но «эр» — самый сложно выговариваемый звук в славянских языках, неудивительно, что у многих детей возникают с ним проблемы. 

Что мешает четко произносить «Р»

Чаще всего выговаривать «рычащую» букву мешает: 

  • слабость мышц мягкого неба, короткая уздечка под языком, «ленивая» верхняя губа;
  • плохая подвижность и неумение держать язык в нужном положении;
  • искривление фонематического и/или снижение обычного слуха;
  • неправильное речевое дыхание;
  • аденоидные разращения, полипы или хроническое воспаление носовых пазух.

Следует также учитывать, что некоторые дети специально искажают произношение слов. Им нравится быть в центре внимания, вызывать всеобщее веселье. Если ребенок не может выговорить слово «рыбалка», не нужно 100 раз спрашивать, куда ездит папа со спиннингом, а потом смеяться, особенно с гостями. Есть и дети, у которых насмешки над их «пРРРоблемой» становятся причиной дополнительного психологического препятствия к преодолению трудностей с «Р». 

Сразу же уточним, если ребенок к 5-6 годам не может отдельно воспроизвести «ррр», нужно идти к логопеду. Если же он картавит, пропускает звук (корова — коова), заменяет другим (рука — йюка, лука) или произносит мягко (рука — рюка), то можно попробовать избавиться от дефекта речи самостоятельно. 

Правила уроков произношения

Занимаясь дома, придерживайтесь следующих правил:

  1. Тренируйте артикуляцию ежедневно, но не делайте этого, когда ребенок простужен.
  2. Не слишком усердствуйте. Соблюдайте количество повторов упражнений. Занимайтесь 1 раз в день по 15-30 минут.
  3. Наберитесь терпения, не отчаивайтесь сами и подбадривайте ребенка. Процесс освоения «Р» может затянуться до 12 месяцев.
  4. Занимайтесь в игровой форме. Например, некоторые задания ребенок может переадресовать любимой игрушке. Пусть обучит ее правильному произношению «эр», превратившись в учителя.
  5. Закрепляйте пройденный материал в течение дня, к примеру, повторив несколько раз на прогулке слова, четверостишья или скороговорки, которые удалось правильно произнести на занятии. Не забывайте хвалить и поощрять ребенка. Это ускорит процесс освоения «Р».

Помимо логопедических уроков, рекомендуют обязательно давать нагрузку на руки. Доказано, что развитие мелкой моторики с помощью лепки, рисования, раскрашивания, игры с конструкторами способствует более четкому и быстрому становлению правильной артикуляции.

Примерный конспект занятий для первых 7 уроков

Сначала делаем 5-минутную разминку:

  1. «Варенье». Облизываем верхнюю губу языком справа налево и наоборот.
  2. «Кисточка». Приоткрыв рот и растянув уголки, проводим кончиком языка по небу, начиная от зубов и как можно дальше.
  3. «Маятник». Улыбаясь, высовываем язык, двигаем им из стороны в сторону.
  4. «Гриб». Приоткрыв рот, широко растянуть уголки рта, показав зубы, прижать язык к небу. Удерживаем такое положение, считая до 3 (10).
  5. «Чистка зубов». Растянув губы в улыбке, проводим туда-сюда кончиком языка по внутренней поверхности верхнего ряда зубов.

Каждое движение повторяем 10 раз, а «Гриб» — 5. Между упражнениями делаем небольшие паузы.

Затем работаем с дыханием. Вдыхая через нос, на выдохе:

  • «задуваем свечку», чередуя сильные и короткие выдохи с протяжными и слабыми;
  • «сдуваем снежинку» с кончика языка, который лежит на верхней губе приоткрытого рта;
  • устраиваем «бурю» в стакане с водой, вдувая в него воздух через трубочку для сока.

Дыхательные упражнения повторяем не более 4-5 раз.

Теперь играем со звуками. Для упражнений нужен логопедический шпатель (продается в аптеке):

  1. Уперев кончик языка в верхние зубы, после вдоха, на коротких выдохах, 5 раз подряд быстро произносим «ды».
  2. Подкладываем шпатель под язык, широко открываем рот и, высунув язык как можно дальше, протяжно говорим «за» и в это время двигаем шпатель из стороны в сторону.
  3. Открываем рот широко, упираем кончик языка в верхнее небо, вставляем шпатель и в момент протяжного произнесения «жжжжж» двигаем его из стороны в сторону.
  4. Повторяем упражнение дважды, но вместо «за» произносим «зи».

В первый день начинайте делать эти упражнения 3-5 раз. На каждом следующем уроке добавляете по одному повтору.

Перечисленных упражнений достаточно для первой недели занятий. Однако, помимо уроков, следует предложить ребенку собирать из зернышек гречки корону, во время создания которой пусть произносит «корона из гречки». 

Проблема с «Р» решаема. Главное — регулярность занятий. Но если после 2-3 месяцев упорных тренировок вы не услышите пРогресса в пРоизношении, не тяните, идите на прием к логопеду. Желаем вам и вашему малышу выдержки, спокойствия и четкого «эр». 

Комментарии

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Рекомендуемые статьи