Как воспитать билингва

Современные родители уверены, что знание иностранных языков — это важная составляющая успеха. Поэтому пытаются еще в садике учить детей английскому, французскому или немецкому языку. Но настоящая мечта — ребенок, который с пеленок свободно разговаривает на двух и более языках. Такая способность называется билингвизмом.

Билингвизм и двуязычие — есть ли разница?

Эти явления возникают из-за внешних причин, когда человек находится в двух и более языковых средах. Однако они не тождественны. Например, большинство людей, живущих на Востоке Украины, — двуязычные. То есть одинаково хорошо понимают и украинский, и русский, однако родным считают лишь один из них. Также знание языков отличается качественно и зависит от того, какая речь окружает человека. Так, жители Запада хуже понимают русский, чем жители Востока.

Настоящий билингвизм возникает тогда, когда языковая среда состоит из двух равноценных языков: папа говорит на одном, мама — на другом. Так бывает в смешанных браках, при переезде в другую страну. Но билингвизм состоится, только если каждый носитель языка будет общаться с ребенком исключительно на условно «своем» языке, или на двух языках поочередно. Если это правило не действует, то ребенок выберет превалирующий язык и будет двуязычным, а не билингвом.

Методики воспитания билингвов

Сразу оговоримся, что целесообразность искусственного билингвизма сомнительна. В стране, где главным является один язык, ребенок не найдет коммуникативной группы для реализации другого. Тогда начинает действовать механизм забывания. Поэтому воспитание билингва является оправданным тогда, когда есть двуязычная среда или она возникнет в скором времени. Если вы просто хотите, чтобы ребенок изучал иностранный, начинайте после 5 лет, когда малыш освоит на базовом уровне основной язык обучения и общения.

  • «Мама — один язык, папа — другой язык». Правило действует везде. Между собой родители могут общаться на любом языке из этих двух. Также «выбрать» один из языков должны родственники, воспитатели, учителя — все, кто так или иначе общается с ребенком. Эта модель подходит для смешанных семей.
  • «Время и место». Условно разделите зоны влияния: дома, в магазине родители общаются с малышом на одном языке, на прогулке и в гостях — на другом. Достаточно сложная методика для детей, у которых еще не развито чувство времени. Она не работает, если нет вербальной поддержки окружения для одного из языков. Например, среди ваших знакомых никто не говорит дома по-английски.
  • «Домашний язык». Родители общаются с ребенком дома на одном языке, среда — на другом. Следует быть настойчивыми и не позволять малышу переходить на «общий» язык, поддерживая билингвизм.

Если такое обучение начинать с детства, следует быть готовыми к определенным трудностям. Словарный запас билингвов формируется по-другому: в 1,5 года обычный ребенок будет знать примерно 15 слов (единиц), а билингв — те же 15, но уникальных среди них будет меньше. Условно говоря, место займут те же слова, но на другом языке. Итак, считаем не количество слов в целом, а количество уникальных единиц, которые и составляют словарный запас.

До 4-5 лет ребенок может путать два языка или создавать гибридные слова, выражения. Непременно исправляйте все фонетические и грамматические ошибки, не позволяйте говорить на суржике. После 5 лет два языка должны четко разделиться. Если в семье несколько детей, вместе выберите язык общения.

Если вы планируете отдавать билингва в детский сад, убедитесь, что у него есть нужный словарный запас языковой среды. Иначе ему будет сложно общаться с воспитателем и сверстниками. К тому же длительное пребывание в окружении с одним языком приводит к забыванию другого.

Недостатки и преимущества воспитания билингвов

Есть несколько серьезных опасностей, которые подстерегают малыша-билингва:

  • Значительная нагрузка на нервную систему. Детям и так трудно учиться говорить; говорить одновременно на двух разных языках — еще сложнее. Если билингвизм искусственный, может возникнуть мутизм — полностью исчезнет речь.
  • Языковые ошибки. Если языки принадлежат к разным семьям, то артикуляционному аппарату трудно выдавать разные звуки (русская «р» — не то же, что французское «р»). Похожая ситуация с грамматикой — ребенок становится косноязычным, строит странные конструкции на границе двух языков.
  • Трудности с чтением и письмом, особенно если алфавиты похожи. Ситуация вам знакома: дети часто путают русский и украинский, смешивают буквы, неправильно читают. Так же будет с другим языком.
  • Нарушение артикуляции по разным причинам: картавость, заикание, шепелявость, акцент. Часть проблем поможет решить логопед, однако родителям следует правильно поставить произношение.

Серьезные неврологические проблемы обычно возникают, когда у ребенка замедлено развитие. Если ваш малыш заговорил позже, сложно учится, откажитесь от искусственного билингвизма.

Чтобы ребенок стал настоящим билингвом, придется ежедневно поддерживать языковую среду. При этом родители должны идеально (близко к идеальному) знать второй язык.

Без постоянной практики один из языков изменится: произойдет деградация (ухудшение владения языком) до полного забывания. Поэтому с большой вероятностью, если малыш не практикуется в школе, вы забываете говорить на другом языке, он перестанет быть билингвом.

Не лишен билингвизм и ряда преимуществ. Понятно, что знание нескольких языков предоставляет больше возможностей: аналитические способности таких детей развиты больше, чем у ровесников; они способны обрабатывать и запоминать больше информации; активное использование мозга приводит к налаживанию связей между полушариями. Поэтому билингвы склонны к рисованию, музыке, другим видам творчества. Из них вырастают хорошие переводчики.

В мире существуют полилингвы и полиглоты. Они свободно говорят на трех и более языках. Однако так случается закономерно, потому что есть разные языковые среды. Искусственный билингвизм и полилингвизм — тяжелая и стрессовая работа как для ребенка, так и для родителей. Поэтому перед началом экспериментов хорошо подумайте. Возможно, лучше отдать ребенка перед школой к репетитору, который будет обучать его иностранному языку.

28 августа / 2019 Воспитание и развитие

Комментарии пока отсутствуют

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *