Что такое сказкотерапия и как ее практикуют?

Первым оценивать сказки, притчи, басни и легенды, как метод воспитания, стал философ Карл Юнг. Он обратил внимание, что у народов мира, живущих далеко друг от друга, они имеют одинаковый сценарий. Предтечей современной сказкотерапии считается деятельность американского психотерапевта Эрика Берна. Уже в начале 20 века он утверждал, что жизненный план формируется у ребенка родителями до 6-ти лет, а в «программировании» такого сценария сказочные повествования занимают одну из ведущих позиций.

Что умеет сказка и какие проблемы она поможет решить?

Детские сказки — это великолепный и ненавязчивый метод обучения и установки жизненных ценностей, способ раскрыть и стимулировать творческий потенциал. Они также помогают родителям и ребенку:

  • справляться со страхами, снимать эмоциональное напряжение, настраиваться на позитивный лад;
  • мягко корректировать поведение, в том числе агрессию или гиперактивность;
  • учиться смотреть на жизненные ситуации со стороны;
  • видеть многообразие путей достижения цели;
  • открывать в себе новые способности для решения поставленных задач;
  • почувствовать уверенность в своих силах;
  • повышать уровень самосознания и осознанности своих действий.

Маленькие дети иногда просят читать одну и ту же сказку каждый день в течение 1-2 месяцев. Не отказывайте им в этом. Доказано, что многократное повторение такого ритуала детям важно и необходимо. Это помогает запомнить сделанные выводы, дает чувство стабильности и порядка, позволяет повторно испытывать знакомые эмоции, снимает тревожность от неизвестности. Кроме этого, ребенок может идентифицировать себя с героем сказки. Именно поэтому он хочет раз за разом проживать историю, где он, преодолевая все преграды и неурядицы, становится победителем.

Как подобрать сказочный рассказ?

Чтобы сказка стала психотерапевтической, ее основная метафора должна быть созвучной с проблемами и переживаниями ребенка. В подростковом возрасте дети подбирают себе сказочные истории интуитивно. Обычно это сказки-страшилки. Родителей не должно это пугать. Для такого возраста это нормально.

Правильно выбрать волшебный рассказ для малышей, дошкольников и младших школьников поможет знание того, что или кто вызывает страх, и когда это происходит:

  • с 2-х до 3-х лет — ночь, темнота, животные;
  • в 4 года — насекомые и, как не странно, сказочные герои;
  • с 5-ти до 6-ти лет — школа, пожар и природные катастрофы;
  • в 7-8 лет — смерть (собственная, членов семьи, близких).

Обратите внимание, если психика ребенка не справится с этими проблемами в указанном возрасте, они не пройдут сами по себе.  Эти страхи могут преследовать и дальше, а могут притаиться и возникнуть с новой силой в любом возрасте.

Правила написания психотерапевтической сказки

Дети всегда просили родителей периодически откладывать книжку в сторону и рассказывать придуманную историю. Сегодня такие сказки имеют специальный термин — нарративные. Для того, чтобы они стали одновременно и терапевтическими, старайтесь придерживаться таких правил:

  1. История для самых маленьких должна быть короткой. Используйте простые предложения. Применяйте повторение слов, например, «тянут-потянут» или «катился, катился и докатился». В рассказе должно быть мало участников. Обычно ими становятся предметы или объекты, которые одушевляются и наделяются волшебными свойствами, — Колобок, Теремок.
  2. Для детей в возрасте 3-5 лет пишутся сказки на бытовые темы. Взаимоотношения в них должны быть мирными и спокойными. В качестве главного сказочного персонажа, который должен обязательно взаимодействовать с обычными людьми, выберите обычное животное, но наделите его волшебной силой, — Кот в сапогах, Золотая рыбка.
  3. Для детей 6-ти лет и старше уже нужны герои-дети — Нильс, Золушка. Но сейчас им на смену пришли супергерои.
  4. Включайте в сказку страх, соответствующий возрастной категории, или проблему, которую нужно решить, например, отучить от появившейся привычки кусаться. Пусть главный персонаж борется с ними, обязательно побеждая их в конце. Для этого в сказки для малышей вводите добрых помощников-друзей и силы природы. Герой рассказа для детей старше 4-5 лет должен преодолевать все препятствия и страхи самостоятельно благодаря своей смекалке, внутренней силе, смелости, храбрости и доброте.
  5. Не забывайте наделять девичьи и женские персонажи разными характерами и стилями поведения, где победительницей станет главная героиня — самая добрая, ласковая, послушная и трудолюбивая.

В комплексе со сказкотерапией можно применять и другие методы психокоррекции. Помимо совместного продолжения сказочной истории, это может быть разыгрывание сказки в лицах, ее постановка в домашнем кукольном театре, рисование отдельных сценок, из которых потом можно сделать самодельную книжку. А еще пробуйте вместе сочинять по мотивам сказки стихи или даже песни. Это будет особенно полезно, если есть дефекты речи.

Хотите понять, что происходит с взрослеющим ребенком? Попросите его сочинить сказочную историю лично для вас. В ней будут зашифрованы не только его оценки взаимоотношений в семье и действий родителей по отношению к нему, но и его сиюминутные проблемы, страхи, ожидания. Если у вас не получится разгадать тайный смысл сказки самостоятельно, не стесняйтесь обратиться за его раскодированием к детскому психологу.

Примеры домашней сказкотерапии

Ребенок подрос и начал драться? Расскажите ему новую сказку про любимого героя. Пусть это будет, например, медвежонок Тяпа. Вот тезисы такого рассказа.

Тяпа любит играть и веселиться с друзьями (другими зверушками). Перечислите любимые развлечения сына, как бы намекая на его сходство с медвежонком.

Непонятно почему, но во время игр с друзьями медвежонок стал толкаться (драться, кусаться, щипаться, царапаться). Ему казалось это забавным, но друзья на него обижались и становились грустными. Чтобы их развеселить, Тяпа повторял свои «проделки», но ситуация становилось еще хуже. Все просто убегали.

Наступило время, когда с мишкой перестали дружить. Опишите, как это грустно и почему это плохо.

Вечерняя Луна, услышав громкие жалобы Тяпы о том, что ему одиноко и никто не хочет с ним дружить, пожалела его и забрала к себе на небо. Там Тяпа познакомился с ее сыном Морфеем. Он рассказывает медвежонку, что отлично себя чувствует в одиночестве и любит властвовать над миром, погружая всех в сон, а друзья ему ни к чему. Медвежонок доказывает преимущества дружбы (перечислите и акцентируйте на них), но Морфей поднимает его на смех: «И где твои друзья?»

На помощь поникшему Тяпе приходит маленькая мышка. Она дарит ему волшебную палочку, помогающую вернуть друзей. Но предупреждает, что если он обидит их еще раз, то никакая магия больше не поможет. Чтобы помочь медвежонку не распускать руки, она одаривает его «волшебным хлопком в ладоши». Если сделать его во время желания ударить, то оно мгновенно улетучится.

В финале Тяпа возвращается домой. Утром с помощью палочки он возвращает себе друзей, обещает им вести себя хорошо и даже один раз хочет ударить тигренка, но ему помогают хлопок в ладоши и улыбка другу.

Приведем также аудио-пример сказкотерапии от страха темноты. Только не поленитесь выучить эту историю. Все-таки лучше ее рассказывать лично, сидя рядом с засыпающим ребенком. И еще, вот пример отличной короткой сказки-мотиватора, которая поможет приучить чистить зубы.

В качестве заключения дадим еще одну рекомендацию. В наше неспокойное время, справиться со страхами войны, смерти и одиночества, подросткам помогут 2 сказки-повести Януша Корчака «Король Матиуш Первый» и «Король Матиуш на необитаемом острове». На украинском языке эти 2 истории изданы в 2011 году — «Пригоди короля Мацюся». Несмотря на то, что они были написаны 100 лет назад, эти интересные рассказы актуальны и сейчас.

Комментарии пока отсутствуют

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *