Интересно по теме: Дети бесят и это нормально: почему маме нужно время для себя
Как дети воспринимают конфликты взрослых
Конфликты являются неотъемлемой частью любой социальной группы и характерны не только для людей, но и почти для всех животных, проявляющих социальное поведение. Поэтому естественно, что дети становятся свидетелями, а в некоторых случаях и участниками конфликтных ситуаций. Если конфликты происходят экологично по отношению ко всем участникам и приносят положительный результат, то это может стать ролевой моделью решения трудностей для ребёнка в будущем. Хотя такие конфликты и могут вызывать кратковременный стресс, он не вреден в долгосрочной перспективе.

Однако регулярные, продолжительные, эмоционально изнуряющие конфликты между взрослыми, которые демонстрируют дезадаптивное поведение, будут сопровождаться стрессом для ребёнка, который может отражаться на его психологическом благополучии, а иногда – и на физическом здоровье. Особенно чувствительны дети к проявлениям эмоционального и физического насилия между родителями.
В том, как дети переживают конфликтные ситуации между взрослыми, есть определённые возрастные особенности, которые связаны с физическими и психическими этапами развития ребёнка:
- В настоящее время есть данные, что дети начинают реагировать на конфликты ещё в период внутриутробного развития. С 18-й недели беременности плод уже слышит сердцебиение матери и может реагировать на его учащение. Примерно между 20-й и 24-й неделями беременности плод начинает реагировать на внешние звуки, различать тональность и дифференцировать голос матери среди других голосов. В случае ссоры или в момент стресса у матери ребёнок в утробе обычно сначала замирает, а затем реагирует повышенной двигательной активностью. Снова таки, продолжительный стресс у матери, который может сопровождать регулярные конфликты, негативно влияет на развитие плода и течение беременности.
- Дети первого года жизни так же реагируют в первую очередь на тональность, интонацию, громкость голоса и эмоциональный фон мамы или другого близкого взрослого.

- Для ребёнка до 3 лет конфликты между взрослыми, которые о нём заботятся – это ощущение угрозы, что взрослый может оставить ребёнка. Соответственно – это чувство тревоги, чрезмерная плаксивость, страх, когда взрослый уходит и т.д.
- Дети дошкольного возраста часто воспринимают конфликты взрослых на свой счёт, могут чувствовать вину за ссоры родителей, думать, что настроение взрослых полностью зависит от их поведения.
- В период 6–13 лет дети крайне легко поддаются влиянию значимых для них взрослых и могут в конфликте становиться на чью-то одну сторону, проявлять злость, агрессию по отношению к другой стороне.
- Подростки, по сравнению с детьми других возрастов, чаще могут вступать в конфликты взрослых и уже представлять отдельную сторону или становиться на защиту кого-то из конфликтующих. В то же время нередко они реагируют на конфликты в семье избеганием – становятся более замкнутыми, закрываются в комнате и т. п.
Независимо от возраста, ребёнок чувствительно и очень уязвимо реагирует на ссоры взрослых. Каждый раз, когда мы повышаем голос, мы заставляем своего ребёнка “уменьшаться” и чувствовать себя в опасности.
Интересно по теме: 5 причин не сохранять брак ради детей
Последствия конфликтов в присутствии детей
Если говорить о последствиях конфликтных ситуаций между близкими ребёнку взрослыми, то их условно можно разделить по продолжительности проявлений и скорости возникновения на краткосрочные и долгосрочные.

Краткосрочные последствия возникают относительно быстро после стрессовой ситуации. При устранении стрессового фактора и целенаправленных действиях по улучшению состояния ребёнка, эти последствия можно просто нивелировать. К ним можно отнести:
- нарушения сна, режима дня;
- заикание и другие речевые расстройства;
- изменение аппетита (заедание стресса или отказ от еды);
- повышенная тревожность, обострение страхов или фобий;
- повышенная неуверенность в себе, страх разочаровать родителей, потерпеть неудачу;
- трудности с концентрацией внимания;
- ухудшение навыков мелкой моторики;
- враждебность во взаимодействии с другими детьми;
- регресс в развитии, утрата или ухудшение ранее освоенных навыков.

Долгосрочные последствия могут проявляться не сразу после стрессовой ситуации. Обычно они формируются постепенно и становятся заметными спустя длительное время. Коррекция этих последствий, как правило, требует больше усилий, времени, а иногда – и участия специалистов. К таким последствиям можно отнести:
- заикание и другие речевые расстройства;
- расстройства пищевого поведения;
- нарушение самооценки, утрата чувства собственного достоинства;
- склонность к тревожным и депрессивным расстройствам;
- склонность к аддиктивному поведению (зависимость от алкоголя, веществ, азартных игр);
- склонность к деструктивному поведению (хаотичная половая жизнь, намеренное причинение физического вреда своему телу);
- трудности в эмоциональной саморегуляции, несформированность эмоционального интеллекта;
- трудности в социальном взаимодействии, построении доверительных отношений.

Подводя итог, можно сказать, что регулярные конфликты в присутствии детей – это не просто ссора, а важный фактор, который может повлиять на жизнь ребёнка как в ближайшем будущем, так и в отдалённой перспективе.
Интересно по теме: «Бежевая мама»: новый тренд в воспитании детей. Стоит ли следовать ему?
Типичные ошибки родителей
Конфликты между родителями – наиболее уязвимый вариант ссор между взрослыми для ребёнка, ведь здесь речь идёт о двух любимых малышом людях, от которых зависит его благополучие.

Иногда родители допускают серьёзные ошибки, когда дело касается конфликтов в присутствии детей. Разберём самые распространённые из них:
- Недооценка влияния конфликтов на ребёнка. Возможные последствия конфликтов в присутствии ребёнка разобраны в предыдущей части.
- Уверенность, что ребёнок ничего не понимает. Как уже отмечалось, даже младенцы способны ощущать изменения в эмоциональной атмосфере, несмотря на то, что не понимают сути конфликта.
- Представление, что ребёнок не слушает. Даже если кажется, что малыш занят своими делами или полностью поглощён игрой, он, как правило, хорошо улавливает смену настроения или тона разговора. А дети постарше сознательно могут имитировать занятость, чтобы продолжить наблюдать за ситуацией.
- Использование ребёнка как рычага давления в ссоре. Чаще всего это попытки вызвать чувство вины у оппонента (“Как тебе не стыдно так говорить со мной при ребёнке?”, “Подумай о сыне/дочке!”). На практике же чувство вины в таких ситуациях чаще возникает у самого ребёнка.
- Использование ребёнка как посредника. Например, когда родители поссорились и не разговаривают друг с другом, они могут просить малыша передать что-то другому взрослому, тем самым напрямую вовлекая его в конфликт.

- Использование ребёнка как оружия. Иногда для достижения своих целей родители прибегают к шантажу или угрозам, связанным с ребёнком (“Если ты не прекратишь, я заберу ребёнка и уйду!”, “Ты больше не увидишь ребёнка!”). Для детей, ставших свидетелями такого конфликта, этот момент особенно стрессовый, ведь он ставит под угрозу не только привычный ритм жизни, но и как будто заставляет выбирать между родителями.
- Настройка ребёнка против оппонента. Дети поддаются влиянию своих родителей, чем взрослые иногда пользуются в конфликтах. Однако попытки привлечь малыша на свою сторону (“Скажи маме, что я прав”) или настроить против другого взрослого (“Пойдём, сынок, куплю тебе мороженое, ведь от мамы ты такого не дождёшься”) приводят к внутренним противоречиям у ребёнка и повышенной тревожности.
- Унижение родителями друг друга. Это подрывает родительский авторитет, а в некоторых случаях формирует у ребёнка представление, что такое общение — это норма.
- Регулярные повторяющиеся ссоры. Для ребёнка это хронический стресс, который влияет на здоровье и психологическое состояние.
- Физическая агрессия. Громкие ссоры, бросание вещей, порча имущества, толчки или драки в целом недопустимы в здоровых отношениях — особенно если ребёнок может стать свидетелем этих событий.
Поэтому, если конфликт переходит в острую фазу или у родителей накопились вопросы, обсуждение которых может привести к ссоре, стоит позаботиться о том, чтобы ребёнок не стал свидетелем этой ссоры или её последствий. Для гармоничного психологического развития малышу необходимы родители, которые любят друг друга.
Интересно по теме: Почему родителям нельзя проецировать свои мечты на ребёнка
Как правильно себя вести при ребёнке
Конечно, идеальный вариант – не выяснять отношения и не конфликтовать в присутствии ребёнка. В случае конфликтной ситуации, которая произошла без участия ребёнка, но повлияла на настроение родителей – важно объяснить малышу, что это настроение временное, не связано с ним, его качествами или успехами.

Однако все мы люди, и у многих бывают случаи, когда мелкая ссора перерастает в бурное обсуждение; или лёгкое недовольство и раздражение разрастается до масштабов серьёзного конфликта.
Вот правила, которые стоит помнить, если при этом рядом находится ребёнок:
- не повышать голос, не переходить на крик;
- сохранять уважение друг к другу;
- если есть возможность – договоритесь обсудить это позже;
- не втягивать ребёнка в конфликт;

- не игнорировать эмоции малыша;
- объяснить ребёнку, что в происходящем нет его вины и его безопасность не под угрозой, родители его любят;
- продемонстрировать примирение – если стороны, которые ссорились, пришли к взаимопониманию, можно подчеркнуть ребёнку, что такое бывает в отношениях между людьми, но конфликт можно решить.
Помните, что дети учатся моделям поведения во время конфликтов у родителей. Если родители умеют договариваться, слушать друг друга, искать компромисс, не избегают решения проблем – ребёнок усвоит такой стиль поведения.
Что делать, если конфликты регулярные
Именно регулярные хронические конфликты наносят наибольший вред психике ребёнка. Если родители осознают, что в семье стало много конфликтов – это уже хороший знак, ведь осознание и признание проблемы – важный шаг на пути к её решению.

Первое, что могут сделать родители ради ребёнка в таких ситуациях – установить чёткие правила коммуникации и стараться их придерживаться. В качестве основы можно взять правила, приведённые выше, и адаптировать их под себя.
Частые ссоры в семье – показатель, что пара нуждается в помощи и не справляется самостоятельно. Помочь могут профильная литература по экологичному разрешению конфликтов, дневники для саморефлексии, техники активного слушания и, конечно, психотерапия.
Когда речь идёт об отношениях в паре, лучшим вариантом является семейное консультирование, где присутствуют оба партнёра и специалист, который выступает не судьёй, а фасилитатором, помогающим достигать общих целей, эффективнее работать вместе и выходить из кризисной ситуации.

Если ребёнок уже подвергся влиянию длительных регулярных конфликтов, занятия с детским психологом тоже будут целесообразны, даже если сейчас в поведении ребёнка не заметны негативные последствия. Для детей дошкольного и младшего школьного возраста такие занятия обычно проходят в игровой форме, что позволяет создать безопасную привычную среду и снять напряжение.
В случае проявления негативных симптомов, которые могут быть последствиями хронического стресса и постоянных конфликтов, может потребоваться консультация педиатра, детского психиатра или других специалистов/
Интересно по теме: Фимоз у ребёнка: когда стоит бить тревогу?
Родители — это в первую очередь опора
Эволюционно для детей, как и для большинства других детёнышей млекопитающих, родители имеют огромное значение на раннем этапе развития. Это и защита, и удовлетворение базовых потребностей, и подражание и обучение, и эмоциональная поддержка. Ещё несколько тысяч лет назад потеря ребёнком взрослого, который о нём заботился, всегда сопровождалась угрозой для его дальнейшего существования.

В базовом понимании ребёнка раннего младшего возраста этот фундаментальный принцип продолжает существовать: если рядом есть чуткий взрослый, который постоянно обо мне заботится – всё хорошо, но если с взрослым что-то не так – это угроза для меня.
Если родители болеют, становятся чрезмерно занятыми, конфликтуют, не вовлечены эмоционально в общение с ребёнком, даже самые маленькие дети могут реагировать на это повышенной тревожностью, пугливостью, изменениями сна и аппетита, повышенной потребностью находиться рядом со взрослым, трогать его, быть на руках. Поэтому очень важно даже в трудные времена оставаться опорой ребёнку, не дистанцироваться от него, демонстрировать стабильность и предсказуемость.
Если в семье стало больше конфликтов, то необходимо подчёркивать, что это не вина ребёнка, что мама и папа её любят, что всё будет хорошо. На уровне понимания ребёнка можно объяснить, что произошло, не вдаваясь в детали и ни в коем случае не вовлекая ребёнка в конфликт (“Мама и папа обижаются друг на друга, но это временно. Вечером мы поговорим и попробуем помириться”).

Даже если в семье проблемы, по возможности лучше придерживаться привычных ритуалов: ходить на прогулки, читать книги, завтракать вместе и т. п. Можно добавить больше творческих упражнений (рисование, написание историй, лепка), которые могли бы помочь ребёнку выразить своё внутреннее состояние. Если ребёнок проявляет вспышки гнева или раздражения – интегрировать больше активных подвижных упражнений, которые помогают снять напряжение.
В любом случае важно не игнорировать чувства и эмоции ребёнка и выбирать те варианты решения конфликтов или жизненных кризисов, которые учитывают её интересы.
Конфликты – часть жизни, но дети не участники
Конфликты разных видов – обычная часть человеческой жизни. Однако, когда речь идёт о конфликтах родителей, для ребёнка это особенно чувствительная ситуация, ведь здесь участниками становятся самые близкие ему люди, и это происходит в период, когда он ещё не в состоянии самостоятельно о себе позаботиться.

Важно осознавать, что основной целью взрослых должно стать не полное избегание споров или изоляция ребёнка от семейных трудностей, а умение проживать конфликтные ситуации экологично и продуктивно, приходя к решению проблемы. То есть в первую очередь это работа над собой и партнёрскими отношениями.
Ребёнок не должен быть вовлечён в конфликт или переживать его последствия. Однако если семейное напряжение становится хроническим, а ситуацию в отношениях не удаётся решить самостоятельно – не стоит пренебрегать обращением к специалистам, в частности к психотерапии.
Иметь время от времени ссоры в семье – это нормально. Но стоит помнить, что ребёнок важнее чьей-то правоты, а проблемы во взаимоотношениях взрослых – дело взрослых, а не детей.
Чек-лист: “Что делать, если вы всё же поссорились при ребёнке”

- Остановите конфликт, как только поняли, что ребёнок стал свидетелем.
- Успокойте свои эмоции, соберитесь.
- Объясните ребёнку произошедшее доступными для него словами.
- Убедите ребёнка, что он в безопасности и в ситуации нет его вины.
- Дайте ребёнку возможность выразить свои чувства.
- Продолжайте привычные ритуалы.
- Поговорите с партнёром наедине.
- При необходимости обратитесь к психологу.
Мы все люди и имеем право на ошибки. Трудно справиться с эмоциями, когда они рвут грудь. Да, в моменты эмоциональных взрывов мы готовы разрушить всё вокруг. Но дети всегда должны быть в безопасности. Родители – гаранты безопасности. Если в семье появился малыш, нужно учиться держать себя в руках. А если ошибка всё-таки случилась, важно знать, как минимизировать причинённый эмоциональному состоянию вред. Это важно для здорового климата в доме и спокойного взросления детей.























Комментарии пока отсутствуют