Лукизм: обманчивый эффект упаковки

Нет, речь пойдет не о предвзятом отношении к людям и дискриминации по внешности, что, собственно, и подразумевает под собой лукизм. Предлагаю тебе сдвинуть фокус и узнать о другом “лукизме” – том, который живет на полках магазинов, в бутиках. Как внешняя “обертка” товара (от формы упаковки, ее внешнего вида до бренда) нагло влияет на наше восприятие качества. Думаешь это точно к тебе не относится? Хм, я бы не спешила с выводами😉

Как на нас влияет упаковка товара?

1-Лукізм

В мире, где все кричит “купи меня!”, упаковка – это не просто защита продукта, а очень мощный инструмент маркетинга, который и формирует первое впечатление о том, что внутри. Множественные исследования четко показывают, что потребитель куда более чаще делает выбор на основе внешнего вида и цены товара, а не его содержания. “Я дорогой, значит, я качественный. Я премиум, меня невозможно не хотеть купить. Я бренд – ты 100% не ошибешься, выбрав меня”. Максимально примитивная модель продвижения товаров, как показала практика работает лучше всего.

2-Лукізм

Ты когда-нибудь покупала что-то типа “органического мыла с травами, которые собирали альпийские пастухи”? Я вот попробовала. Оно стоит недешево, завернуто в крафтовую бумагу, имеет этикетку на симпатичной веревочке… А внутри – мыло, просто обычное мыло. Но мозг неустанно нашептывает “О да, это пахнет дорого, а главное, оно экологичное и ты только посмотри как оно пенится. Кожа просто в восторге.”🤗 Это как какая-то защитная реакция подсознания, когда ты автоматически начинаешь искать 100 и 1 причину, почему это мыло лучше, чем вон то на твоей полочке с ценником в три раза ниже. А на деле оно абсолютно ничем не лучше, а даже хуже (в моем случае). Быстрее израсходуется, слабо пенится, да и запах у него самый обычный, как у большинства нормальных мыл из масс-маркета. И порой себя в этом крайне сложно убедить, ведь это дорогое, крафтовое мыло😐

3-Лукізм

Интересно по теме: 50 оттенков белого: почему индустрия красоты зациклена на белом цвете

А еще, после массы экспериментов и слепых тестов был сделан 100% вывод о том, что сомелье или тот же мастер-парфюмер (“нос”) в большей степени угадывают, где дорогое вино, парфюм, а где дешевое. Определить конкретные бренды (особенно если они весьма популярны) иногда могут, так как часто с ними сталкиваются ввиду своей профессии. Но их супер обоняние и “очень развитые” вкусовые рецепторы превращаются в абсолютную лотерею, когда речь заходит о “дорого – дешево”. При этом в данном случае количество их ошибочного выбора по сравнению с обычными потребителями равнозначно.

Яркие примеры “лукизма” упаковки

Ты удивишься, насколько часто мы покупаем не сам товар, а то, как он себя подает. И чтобы доказать это не просто словами, смотри, какие фокусы вытворяют упаковка и бренд с нашим восприятием. Реальные случаи, от которых становится немного неловко… за нашу с тобой доверчивость.

Эксперименты с вином

4-Лукізм

Их и сейчас проводят на некоторых винных фестивалях, однако самых ярких в истории было несколько:

  1. Эксперимент Фредерика Броше. Участникам давали два бокала с одним и тем же белым вином. Один из бокалов был подкрашен красным пищевым красителем. Дегустаторы описывали его как “красное” вино, используя термины вроде “танинность”, “ягодный букет”, “глубокое тело”. Ты только представь, безвкусный пищевой краситель заставил 54 человека напрочь отключить критическое мышление и восприятие реальности. А потом Броше пошел еще дальше. Купил недорогое вино, разлил его в бутылки из-под дорогого и дешевого вина и дал на пробу группе дегустаторов. Да, ты правильно догадалась. Из дорогой бутылки все смаковали восхищаясь напитком, а из дешевой – чуть ли не выплевывали. Просто кусок бумажки в виде этикетки на бутылке решил все😖
  2. Исследование Ричарда Вайзмана. В слепом тесте 578 человек сравнивали вина стоимостью от 3-30 фунтов стерлингов (примерно 160-1600 грн на данный момент). В 53% случаев участники предпочли дешевое вино или не смогли отличить его от дорогого. Думаешь, какое вино выбрать? Подбрось монетку😉

5-Лукізм

И еще в одном обширном исследовании 500 участников провели 6000 дегустаций вин от 1.5-150$, естественно, не зная где какое. 61% из них предпочел самое дешевое вино, а остальные 49% распределились по очень широкой ценовой категории. Да, можно возразить, что значит из них лишь некоторые были по-настоящему крутыми сомелье. Но по моему мнению это лишь в очередной раз доказывает, что восприятие качества невероятно сильно искажается ценником и этикеткой.

Интересно по теме: Майндфулнесс – как начать жить осознано

Парфюмерия во “флаконах-самозванцах”

6-Лукізм

Если залить нишевый аромат в невзрачный тестер, очень мало кто сразу же скажет «вау». Но стоит налить дешевый парфюм в тяжелый флакон с гравировкой и золотым напылением: “Ох, какая база! Какая шлейфовость!”:

  • все масштабные эксперименты показали абсолютную лотерею в результатах определения стоимости аромата лишь по его запаху даже среди парфюмерных критиков, не говоря уже о нас с тобой красивых. Ровно, как и с вином – недорогие духи воспринимаются как дорогие и наоборот;
  • мечтать о флаконе Maison Francis Kurkdjian, потому что “ну, это же Baccarat Rouge, все носят”, но при этом “нюхать” не аромат, а статус – это классика жанра. Платить за флакон Dior Sauvage, потому что там был Джонни Депп на рекламе, а не потому что тебе очень нравится аромат – норма. А вот купить недорогой парфюм, который тебе реально нравится и похвастаться им подруге… – как-то не то “еще подумает, что у меня с финансами проблемы и плохой вкус в придачу”.

Вспомни ту же одежду. Обычная белая футболка за 500 гривен с отличным качеством материала и ровными швами – “просто ткань и вряд ли хорошая”. Эта же футболка с маленьким принтом “Supreme” уже “стиль, вайб, образ, настоящее качество, удобство ношения” и в пять раз дороже. И никто даже не увидит в ней торчащие нитки по шву из-за заводского брака, потому что они не важны. Важно, что ты показываешь миру “я на волне модных трендов”

7-Лукізм

Покупая дорогую колбасу, в 99% случаев ты скажешь максимум “ну, не плохо”, даже если она тебе не особо понравилась, а не будешь во всю негодовать, как в случае с дешевой. В общем, упаковка, дороговизна, бренд, тренд, хайп – вот что первоочередно движет нами при покупке. И мы настолько к этому привыкли, что разучились элементарно смотреть правде в глаза и четко называть “черное – черным”.

Интересно по теме: 9 советов, как одеваться стильно и недорого

Почему мы убеждаем себя, что плохой продукт – хороший, и наоборот?

8-Лукізм

Потому что так работает мозг. Этот супер продуктивный компьютер на самом деле очень ленивый и крайне жадный к готовым, легким выводам. Внешний вид дает ему “ярлык” хорошо/плохо. Обычное когнитивное искажение, которое называется эффектом ореола. Если товар выглядит “дорого”, значит он и правда дорогой. А если еще и бренд известный – ну, точно не может быть некачественным.

9-Лукізм

Добавляем сюда стыд. Признать, что тебе понравилось вино из картонной упаковки – значит быть слишком простой, пустой и “нищей” на высокую культуру внутреннего мира. А похвалить аромат из “не того флакона” – показать окружающим, что ты “не в теме”. Вот и приходится притворяться, что разбираешься и тебе все безумно нравится, хотя на деле… Маркетинг это прекрасно знает и активно эксплуатирует. 

Конечно, внешность – не всегда обманчива и за красивой упаковкой, известным логотипом действительно может скрываться качественный продукт. Но полагаться только на обертку – это как выходить замуж, потому что понравилась аватарка🙄 Не забудь жмакнуть лайк, если статья была для тебя интересной.

2 Полезная статья-1200х200_01_ru

15 мая / 2025 Вдохновение

Комментарии

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *


Период проверки reCAPTCHA истек. Пожалуйста, перезагрузите страницу.

1280x400_ru (6)