6 неудобных детских вопросов и 6 ответов на них

Возраст «почемучки» для многих родителей сложный. Детям приходят в голову такие вопросы, до которых взрослый никогда бы не додумался. Чтобы понять, почему малыш засыпает вас нелегкими задачами, представьте, что вы проснулись однажды утром… и забыли все.

Вы не знаете, почему небо голубое. А также почему мы стоим на перекрестке, почему зебры полосатые, почему у той девушки большой живот или откуда вы появились. Так чувствует себя ребенок, когда интересуется окружающим миром. Но «любимыми» для пап и мам становятся неудобные вопросы, потому что на них сложно ответить не растерявшись.

Как НЕ надо отвечать на «почему?»

Если вы хотите, чтобы ребенок почувствовал себя брошенным, ненужным, перестал интересоваться окружающим миром и жил в информационном вакууме, попробуйте ответить:

  1. Потому что.
  2. Не сейчас.
  3. Не твое дело.
  4. Потому что так надо.
  5. Вырастешь — узнаешь.
  6. В школе расскажут.
  7. Иди молча.

Это фразы-табу, которые никогда не следует говорить ребенку, даже если он ставит вас в неловкое положение. Также попытайтесь не смеяться с якобы наивных вопросов. Одна неосторожная фраза может обидеть малыша.

Стратегию «Спроси у мамы/папы» лучше не практиковать. Если малыш спрашивает у вас, то хочет узнать вашу версию. Если родители отсылают друг к другу, в конце ребенок остается ни с чем. В случае, когда вы не готовы ответить по незнанию, перенесите разговор на потом. Честно признайтесь, что не знаете, но изучите этот вопрос и расскажете.

На самом деле неудобный вопрос не так страшен, как его малюют. Из-за возраста малыш может довольствоваться образным или упрощенным понятием. Ему не следует знать больше или меньше. Поэтому даже философские или интимные вопросы имеют простой ответ. Он должен быть на языке ребенка, «уместиться» ему в голову. Поэтому рассматриваем, как рассказать о сложном малышам от 4 до 6 лет.

Откуда берутся дети?

Предупреждаем, что рассказывать легенду о магазине или аистов не надо. В современном мире дети могут черпать информацию везде, поэтому быстро поймают вас на лжи.

Оптимально ответить так: «Когда мужчина и женщина любят друг друга и хотят детей, ребенок появляется у мамы в животике. Там живет 9 месяцев и затем появляется на свет». Чем старше ребенок, тем больше подробностей можно рассказать. Например, в 6 лет уже можно оперировать понятиями половых отношений, беременности (но еще достаточно осторожно).

Как не делаем: не углубляемся в подробности. В 4 года не обязательно знать про половые клетки, оплодотворение и роды. Старайтесь рассказывать знакомыми малышу словами, избегая научных терминов и сложных слов.

Читайте также: «Подборка детских книг о теле, сексе и отношениях».

Что такое секс? Для чего нужен презерватив?

В возрасте 3-4 лет даем упрощенную картину:

«Сексом называют процесс, когда влюбленные обнимаются, целуются, спят в одной постели. А презерватив — это такая вещь, которая для этого нужна. Если ею не пользоваться, кто-то из пары может заболеть».

Разговор с дошкольниками должен быть более откровенным. Они уже достаточно социализированы, поэтому знают, что люди отличаются. Поэтому секс для них — взрослые отношения между мужчиной и женщиной. А презерватив защищает от различных болезней. Также им пользуются те, кто еще не готов стать родителями.

Всего в 8-9 лет дети уже готовы получать информацию в полном объеме. Но не спешите рассказывать ее раньше. Лучше дождаться прямых вопросов.

Читайте также: «Как поговорить с сыном о контрацепции».

Что такое смерть?

Рассказываем, что мы и все живое рождается, растет, стареет и умирает. Это естественно, этого нельзя избежать. Можно сравнить с хомячком (рыбкой), если был опыт содержания домашних животных. Люди также умирают, когда приходит время или по болезни.

Дети еще не осознают смерть так, как взрослые. Поэтому во время первой встречи со смертью кого-то из знакомых не стоит замалчивать, что произошло. Но и ходить вместе на похороны тоже не стоит. В этом случае попробуйте поговорить с малышом более подробно, поинтересоваться, почему он спрашивает, узнать его отношение.

Вполне вероятно, что ребенок задаст и такие вопросы ::

  1. Вы (я) умрете? Ответ: — Да, но это будет не скоро.
  2. Что происходит после смерти? — Ответ «Ничего» не слишком удачный. Почему? Ребенок мыслит образами, поэтому ему легче что-то представить. Например, скажите, что умершие живут на небесах вместе с близкими людьми. Там есть место и для хомячков, и для рыбок, и для людей. Наши близкие наблюдают за нами и радуются.

Пустота слишком сложная для осмысления даже взрослыми. Если сформированый человек испытывает страх перед темнотой и ничем, то для малыша это еще страшнее и непонятнее.

Почему у меня нет папы/мамы?

Для начала не скрывайте правду: выдумки об отце-космонавта только вредят детской психике. Рассмотрим возможные варианты:

  1. Если папа покинул семью и не общается с малышом: расскажите, что взрослые люди ссорятся, иногда не могут помириться. Тогда мама с папой разводятся, живут отдельно. Это не значит, что папа (мама) не любит тебя, просто у папы (мамы) другая жизнь. Возможно, когда-то вы сможете снова общаться, но сейчас не нужно обижаться.
  2. Родители разведены, но активно участвуют в воспитании: в таком случае используем первую часть объяснения. Обычно дети хорошо переживают такой развод, ведь общаются и с папой, и с мамой.
  3. Когда один из родителей умер: возвращаемся к вопросу о смерти, деликатно объясняем. Некоторые родители против посещения детьми кладбищ, другие рассматривают это как возможность выразить память. Однако это посещение не должно травмировать психику. Если это была неестественная смерть, объясните деликатнее или дождитесь, когда малыш подрастет.

Почему у людей разный цвет кожи?

Удачным будет сравнить это с другими индивидуальными особенностями: вот ты родилась с голубыми глазами, светлыми волосами и кожей, а у кого-то она темная. Приведите пример детей с другим цветом волос, взрослых с другим разрезом глаз и тому подобное.

Если малыш спросит, почему одни люди темнокожие или с раскосыми глазами, а другие нет, объясните так:

Когда-то очень давно мы жили в разных местах на Земле, и была о-очень разная погода. Одним людям нравилось жить под палящим солнцем, поэтому они постоянно загорали.

Прошло много лет, и их кожа, кожа их детей стала темной (вспомните о том, что и мы загораем, но у нас не так много солнца, поэтому со временем кожа светлеет). А люди с узкими глазами жили там, где дул сильный ветер. Поэтому их глаза стали меньше, чтобы лучше видеть все вокруг.

Почему человек без ноги/руки?

Начинайте с того, что в мире есть разные болезни. У кого-то болит живот, а у кого-то болела рука. К сожалению, ее не смогли вылечить, поэтому пришлось отрезать. Но такой человек ничем не отличается от других, разве что иногда ему можно в чем-то помочь.

Также малыш может видеть детей с ДЦП, синдромом Дауна. Попробуйте объяснить, что эти дети — собенные. В них свое мировоззрение, характер и потребности. Но с ними можно общаться, дружить, играть. Если этот вопрос застает вас непосредственно рядом с родителями особого ребенка, отвечайте коротко. А дома можно объяснить с подробностями. С большой вероятностью особые дети будут вашими одноклассниками: сейчас действует программа инклюзивного образования. Поэтому подготовьте своего сына или дочь заблаговременно.

Конечно, это далеко не полный перечень вопросов, которые можно услышать от почемучек. Но зная, как правильно утолить жажду знаний, вы сможете справиться с любым странным или сложным вопросом. Поэтому желаем всем родителям сил, терпения, выдержки, чтобы у малышей было больше ответов, чем вопросов (хотя так никогда не бывает).

Комментарии пока отсутствуют

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Рекомендуемые статьи