Как научить ребенка быстро читать: становимся книжными «детективами»

Психологи утверждают, что ребенок способен научиться читать и в 2 года, но толку от этого мало. Оптимальный возраст — 4-5 лет, когда сформировался артикуляционный аппарат, есть навыки коммуникации и немного усидчивости. После освоения базовой азбуки, нужно браться за более сложные тексты и шлифовать скорость и качество чтения.

Почему ребенок медленно читает?

Каждый малыш — индивидуальность, поэтому однозначного ответа на вопрос нет. У кого-то это связано с общим развитием и скоростью усвоения новой информации. Некоторые дети хватают все на лету, а другим следует останавливаться и работать дольше. У других малышей есть трудности с артикуляцией: сложно произносить определенный звук или сочетать звуки в слоги и слова.

Памятка родителям:

  1. Дошкольники в идеале должны знать буквы, уметь читать слоги и короткие слова из 2-3 слогов. Скорость чтения — примерно 10-15 слов в минуту.
  2. Первоклассник по нормативам должен читать 20-25 слов в минуту.
  3. В конце второго класса количество увеличивается до 50-60 слов.

Поэтому не стоит беспокоиться, если скорость чтения умеренно медленная. Занимаясь в школе, ребенок догонит норму. Не надо его переутомлять, дополнительно нагружая, если он успевает за сверстниками.

Конечно, уже в первом классе предполагается, что ребенок имеет представление о буквах и слогах. Когда первоклассник читает значительно больше, чем сверстники, ему становится скучно, теряется интерес к учебе. Поэтому не пытайтесь перевыполнить возрастную норму.

Если в 6 лет ребенок читает очень медленно, не может складывать буквы в слова, следует посетить логопеда. Причиной замедленного развития бывают болезни и психофизические особенности.

Читайте также: «Подборка книг, которые учат быть внимательными к слабым».

Простые упражнения для домашних занятий

На занятиях тренируйте не только скорость, но и качество. Нет смысла учить ребенка механически читать без понимания текста. Выбирайте литературу:

  • в соответствии с возрастом, лучше интуитивно понятную: сказки, рассказы, интересные факты для дошкольников или младших школьников;
  • со смыслом, ту, которую можно обсудить, найти мораль или изучить новый факт об окружающей среде и тому подобное;
  • напечатанную на качественной бумаге крупным шрифтом — мелкий плохо влияет на зрение, его сложнее читать.

Не забывайте похвалить малыша за успехи! Мотивация — это то, что нужно каждому ребенку. Заведите «Дневник чтения», где отмечайте прогресс (наклейками, рисунками и т.д.). При этом не давайте негативных оценок. Лучше сказать «Ты сегодня старался, молодец, но нам еще предстоит поработать», а не «Ты прочитал на 10 слов меньше чем вчера, потому получишь плохую оценку».

Для самых маленьких

Полезное упражнение «Ступеньки слов». Оно выглядит так:

  • Кот
  • Кот смотрит
  • Кот смотрит на чашку
  • Кот смотрит на чашку с молоком

Постепенно, «наращивая» слово в предложение с уже знакомой лексикой, ребенок начинает читать быстрее, понимает, как строится фраза и предложение.

Работаем с текстом

Это упражнение тренирует именно скорость. Сначала ребенок читает незнакомый текст 1 минуту. По истечению времени подчеркните слово, на котором он остановился. Далее читайте этот текст еще 2-3 раза, каждый раз выделяя место остановки. Уже знакомый отрывок читается быстрее, поэтому будет выразительный результат.

Совет: следите за правильностью произношения, ударения, соблюдением пауз на точке. Это должно быть полноценное чтение. Каждый раз меняйте текст, чтобы ребенку было интересно заниматься.

Упражнение «Детектив»

Нацелено на развитие внимания, быстрого чтения текста по диагонали. Можно работать со знакомым текстом (проще) или незнакомым (сложнее). Попросите ребенка найти 2-3 определенных слова на странице или в отрывке. Старайтесь указывать простые слова, значение которых знакомо малышу.

Разновидность упражнения — поиск среди хаотично расположенных слов. Рекомендуется для детей, читающих неплохо, но немного медленно. Также задача тренирует память, внимание. Полезный совет — тренируйтесь не только дома. Можно искать «скрытые» слова в рекламе, на вывесках и т.д.

Пересказ прочитанного

Развивает качество чтения, учит ребенка понимать то, что написано. Это проблема многих дошкольников: вроде читают быстро, но механически. Они не могут рассказать, о чем был текст. Поэтому после вдумчивого чтения попросите пересказать (своими словами). Начинайте с пересказа предложения, затем абзаца, далее нескольких блоков и затем — всего произведения (отрывка).

Облегчат задачу опорные слова, вопросы по тексту и подсказки. Начинайте с коротких рассказов, чтобы малыш удерживал внимание. Если это упражнение дается просто, попробуйте изменить методику. Сейчас вы будете читать текст, а ребенок на слух воспринимать информацию. Это тренирует аудиальную память, учит концентрироваться.

Также логопеды советуют другие упражнения для развития речи и чтения. Полезно разучивать скороговорки, читать слова с конца, пытаться прочитать текст вверх ногами. Если ребенок «прыгает» со строки на строку, тренируйте внимание таблицами Шульте.

Комментарии

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

  1. Ївга

    Прекрасна стаття, дякую!

Рекомендуемые статьи